Так, про священные камни, почитаемые с дохристианских времен, уже все прочитали. Теперь немножко добавим про камни христианские.
НАРОДНЫЕ РАССКАЗЫ О СВЯТЫХ КАМНЯХ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ
Ю.М. Шеваренкова
....Появление и культ камней трудно связать с какими-либо природными факторами, само наличие в лесах огромных гладких валунов всегда остаётся загадочным, и ответы на этот нефилологический вопрос следует искать в языческих культах и так называемом «народном православии».
Большинство почитаемых каменных святынь связано с именем Серафима Саровского и повторяет границы народного культа этого знаменитого общерусского святого, в фольклорной нижегородской традиции локализованного на юге и юго-западе области. В целом культ каменных святынь Нижегородскому региону, в отличие, например, от традиции Северо-Запада России, несвойствен. Кроме камней Серафима, нам известны лишь камень Богородицы, входящий в комплекс святынь озера Светлояр в Воскресенском р. (север Нижегородского региона), почитание которого, правда, почти не отражено ни в слове, ни в ритуале, несколько святынь на юге Нижегородской области в пограничье с Мордовией (последние, возможно, связаны с финно-угорским влиянием, но на них есть лишь скудные указания в архивных материалах), а также безымянный камень в с. Смирнове Дивеевского р., о котором «достоверно» известно лишь, что он упал с неба и к нему ночью ходили за «краденой водой», исцеляющей, по поверью, больных детей.
Чудесные свойства одного из этих камней, по преданию, открыл верующим сам Серафим уже после своей смерти. Явившись во сне своему почитателю Мотовилову, он велел напоить некую больную женщину водой с камня, но для этого нужен был небольшой кусочек его, чтобы в домашних условиях произвести лечение. Кусок не удалось отбить. Тогда, второй раз явившись во сне Мотовилову, Серафим рекомендовал разжечь на камне огонь, и камень распался на куски.
Третий камень находится в лесу за с. Кременки Дивеевского р-на. Еще в 60-е гг. он представлял собой место паломничества как для жителей близ лежащих русских деревень, так и для паломников из Мордовии, но сейчас об этой святыне помнят лишь, что она помогала от зубной боли.
Четвертый камень — возле Кутузовского женского монастыря, расположенного в Кулебакском р-не (юго-западобласти) и в настоящее время являющегося филиалом Дивеевского монастыря.
.....Наконец, целыймикрокомплекс действующих каменных святынь находится в с. Прибрежное Первомайского р.: это разной величины и формы камни под названием «картошечка», «медведь», «вериги», а также на расстоянии от них — «черный» (или «серый») камень.
История серафимовых камней продолжает в своих вариантах традицию почитания «камней-следовиков», основная «структурная» особенность которых — отпечаток ступни святой силы.
Несвойственность Нижегородскому краю в целом культа святых камней тем не менее позволяет легенды о них вписать в уже существующую типологию подобных нарративов. Следуя устоявшемуся делению, обозначим две их группы — этиологические и повествующие оразличных чудесных свойствах святыни.
I. Этиологические рассказы, повествующие
о чудесном происхождении святыни
Этиологические легенды о святых камнях — в той или иной степени отголоски жития Серафима Саровского, но переклички фольклорных рассказов с книжным первоисточником не дают основания считать их его переделками.
1. «Камень-следовик». Как уже говорилось, житие упоминает о двух камнях, на которых тысячу дней и ночей простоял, молясь, старец. Уничтожение еще в середине XIX в. этих прижизненных святынь Преподобного практически выключило их из числа упоминаемых в народных легендах. Но именно указанный житийный эпизод и породил в местной религиозной фольклорной традиции особый сюжет этиологических легенд.
Рассказы этой группы фиксируют переход обычного природного объекта в разряд сакральных. Речь в них идет о молитвенном стоянии Серафима на том или ином камне. Легенды отнюдь не утверждают «истинность» святыни как именно той самой, на которой, согласно житию, стоял Преподобный, но такие фольклорные рассказы как бы расширяют строгие художественные и, самое главное, «географические» рамки жития: Серафим Саровский не единожды «выполняет» свой подвиг, а «преумножает» его, избирая для него новые сроки (40, 100 дней) и новые камни. Само появление в лесу необычного природного объекта, его невероятный размер — эти вопросы в нарративах не выражены.
Рассказы этой группы наиболее четко мотивируют ритуальный аспект культа каменной святыни, ведь именно утверждение ее связи с молитвенным подвигом Серафима объясняет появление на ней «следов» святого — углублений от его колен, из которых теперь в лечебных целях берется дождевая вода или снег.
2. «Растущая святыня». Другие этиологические легенды развивают древнейшие представления о способности камней постепенно увеличиваться в размерах. Не высокий подвиг Серафима, не сакрализация уже присутствующего в данном месте обычного дотоле камня, а само возникновение его и изменение его внешнего вида — таковы главные акценты рассказов этой группы.
Легенды второй группы отмечают два временных среза: отдаленное прошлое, момент зарождения святыни во времени и в местном пространстве (хотя это даже еще и не святое место: небольшие размеры «камешков» не позволяют пока идентифицировать их как святые среди подобных и прочих элементов природного ландшафта) и ее современное состояние. Наши информанты отмечают, что до сих пор наблюдают увеличение размеров камня. Таким образом, рост камня — его
постоянное, неизменное свойство.
Этиологические легенды второй группы дают представление уже и об окружении святого: рядом с одинокой фигурой подвижника возникают его духовные братья, с которыми молодой послушник ходит за сборами или на которых он перекладывает миссию устроения новой святыни.
3. Редкие легенды представляют собой контаминацию сюжетов двух указанных типов......
4. «Камень-медведь». Этот этиологический рассказ несколько выбивается из ряда представленных выше, хотя также связан с житием святого:
Когда Серафим Саровский молился в своей келье в лесу, к нему приходил медведь, и он его кормил. В форме медведя и камень [вырос]: это задние ноги, это передние, вот голова (Архивпроекта «Живое предание»; с. Прибрежное Первомайского р., ФадееваВ.И.; dvc 012).
......
5. «Камень как замена церквям». В редких нарративах этиологического характера статус камня мотивирован не его экстраординарными свойствами, не осуществлением на нем подвига святого, а предугаданной необходимостью его существования в определенный исторический период.
Камни эти благословил Преподобный. Он предвидел, что у нас церкви отнимут, — вместо церквей сюда паломники приходили на камни... По благословению Серафима [эти камни]. Когда благословлял, он сказал места, где они будут расположены (Архив проекта «Живое предание»; с. Прибрежное Первомайского р., БалтинаМ.Н.; dvc 013).
Святые камни осмыслены как равноценная и даже единственно возможная и доступная замена церквям, объектам более высокого, по сравнению со святыми камнями, статуса. Прозорливость же Серафима распространяется уже не только на его способность видеть особую благодать некоторых уголков природы, но и на русскую историю, трудное будущее России.
II. Рассказы о чудесных свойствах святыни
1. «Чудесное исцеление». Рассказы медицинской тематики, повествующие об исцелении человека от общения со святыней, — наиболее распространённая группа текстов, привлекающая к камню новых верующих и повышающая своеобразный рейтинг ее среди прочих культовых объектов.
а) Исцеление человека происходит от непосредственного контакта с камнем.....
б) Сюжет рассказов таков: контакту со святыней и исцелению героя предшествует чудесный сон, в котором Серафим как божественный основатель святыни вверяет герою свою святыню и дает ему наставление в излечении от болезни:
2. «Скрывающаяся святыня». Рассказы этой группы — специфическая особенность цикла легенд о святых камнях.
Я говела всю жизнь, а захворала и ходила тут и не нашла. Ходила-ходила, и камушек не вышел. А уж я его знала. Другой раз пошли — все-таки нашла (колл. 62, ед. хр. 11, № 136; Кулебакский р., Кутузовский скит, Самарова А.А.)
У меня старик работал на машине... Знакомая женщина попросила свозить ее сюда: дочь у нее слепла быстро. Дело осенью было, листов не было на деревьях. Он повел ее на камушек: там и водички набрать. Меня не взяли: я нечиста, поэтому сама не пошла. Одни пошли: она гулящая, а он выпимши был. Пошли они... Я жду, жду... Лазили, лазили, сколько раз обошли это место (а муж-то тут вырос), так и не нашли... (колл. 62, ед. хр. 11, № 104; Кулебакский р., Кутузовский скит, Подставнягина Е.В.)
Истории с таким условным названием отчасти перекликаются с темой здоровья человека. Однако не оно является в таких рассказах объектом устремления человека. Его болезнь или близкое к тому состояние («он выпимши был») позволяют раскрыть иные (нецелительные) чудесные свойства святыни. Она описывается как место, оценивающее приходящих к нему верующих с точки зрения их
моральной и физической чистоты, соответствия неким требованиям, предъявляемым камнем к людям, поэтому и выбирающее собственную тактику поведения.
Святыня исчезает, ограждая от вторжения (хотя и с мирными целями) в свое внутреннее пространство человека, недостойного посещения её. Привычность местонахождения святыни и неожиданная невозможность ее обнаружения — вот загадка, которой задается рассказчик.
3. Рассказы о святотатстве (кощунство со святыней). Они сближаются с предыдущей группой текстов в том плане, что святыня предстает в них как саморегулируемая и самооберегаемая система, непозволяющая менять свои географические координаты, недопускающая возле себя определенных неэтических ситуаций.
Игуменья сказала, что его надо перенести на другое место, на этом месте ей не понравилось. Стали брать этот камень — поднялся ураган, и они испугались и положили его (Архивпроекта «Живое предание»; с. Прибрежное Первомайского р., БалтинаМ.Н.; dvc 013).
...Он вырос большой-пребольшой, а Советска-то власть... И вот одного заставили вырыть на трахторе и увезти куды-нибудь, спрятать. Но он рыл-рыл, и он недался ему. И он тут же помер (Архивпроекта «Живое предание»; д. Кошелиха Первомайского р., Баранова П.А.; рукопись).
.......
4. Необычные явления в святом месте.
Вот здесь был Сергей Иванович, они з Мордовии где-то. И они узнали про камешек, и его жена возила их. Он говорит: не доходя до камешка смотри: стоят три человека. Женщины или мужчины, я не спросила. Мы боимся идти. Стоят, разумшись, на снегу. Стали, говорит, возле: «Идите, идите, мы вас не тронем». Подошли, говорят: «На снегу-то, наверное, холодно?». — «Да нет, снежок-то тепленький». И отошли, говорит, шаг и не знаем, куда делись — пропали... (колл. 62, ед. хр. 11, № 135; Кулебакский р., Кутузовский скит, Самарова А.А.)
Подобные рассказы в меньшей степени, чем прочие, укладываются в привычную типологию. Как и тексты типа II, они повествуют о личных контактах человека (чаще — самого рассказчика) со святыней. Однако, в отличие от них, рассказчик затрудняется дать толкование случившемуся, оно для него загадка (и даже ужас), которую ему помогает объяснить кто-то более мудрый. Святая сила всегда явно или незримо присутствует у камня — об этом намекают рассказы.
.... Но снятие в последнее десятилетие запретов на посещение природных святынь и лояльное отношение к ним церкви
делает их, как и раньше, популярными священными объектами местного религиозного пространства, пополняя соответственно и циклы легенд о них.
НАРОДНЫЕ РАССКАЗЫ О СВЯТЫХ КАМНЯХ В НИЖЕГОРОДСКОМ КРАЕ
Ю.М. Шеваренкова
....Появление и культ камней трудно связать с какими-либо природными факторами, само наличие в лесах огромных гладких валунов всегда остаётся загадочным, и ответы на этот нефилологический вопрос следует искать в языческих культах и так называемом «народном православии».
Большинство почитаемых каменных святынь связано с именем Серафима Саровского и повторяет границы народного культа этого знаменитого общерусского святого, в фольклорной нижегородской традиции локализованного на юге и юго-западе области. В целом культ каменных святынь Нижегородскому региону, в отличие, например, от традиции Северо-Запада России, несвойствен. Кроме камней Серафима, нам известны лишь камень Богородицы, входящий в комплекс святынь озера Светлояр в Воскресенском р. (север Нижегородского региона), почитание которого, правда, почти не отражено ни в слове, ни в ритуале, несколько святынь на юге Нижегородской области в пограничье с Мордовией (последние, возможно, связаны с финно-угорским влиянием, но на них есть лишь скудные указания в архивных материалах), а также безымянный камень в с. Смирнове Дивеевского р., о котором «достоверно» известно лишь, что он упал с неба и к нему ночью ходили за «краденой водой», исцеляющей, по поверью, больных детей.
Чудесные свойства одного из этих камней, по преданию, открыл верующим сам Серафим уже после своей смерти. Явившись во сне своему почитателю Мотовилову, он велел напоить некую больную женщину водой с камня, но для этого нужен был небольшой кусочек его, чтобы в домашних условиях произвести лечение. Кусок не удалось отбить. Тогда, второй раз явившись во сне Мотовилову, Серафим рекомендовал разжечь на камне огонь, и камень распался на куски.
Третий камень находится в лесу за с. Кременки Дивеевского р-на. Еще в 60-е гг. он представлял собой место паломничества как для жителей близ лежащих русских деревень, так и для паломников из Мордовии, но сейчас об этой святыне помнят лишь, что она помогала от зубной боли.
Четвертый камень — возле Кутузовского женского монастыря, расположенного в Кулебакском р-не (юго-западобласти) и в настоящее время являющегося филиалом Дивеевского монастыря.
.....Наконец, целыймикрокомплекс действующих каменных святынь находится в с. Прибрежное Первомайского р.: это разной величины и формы камни под названием «картошечка», «медведь», «вериги», а также на расстоянии от них — «черный» (или «серый») камень.
История серафимовых камней продолжает в своих вариантах традицию почитания «камней-следовиков», основная «структурная» особенность которых — отпечаток ступни святой силы.
Несвойственность Нижегородскому краю в целом культа святых камней тем не менее позволяет легенды о них вписать в уже существующую типологию подобных нарративов. Следуя устоявшемуся делению, обозначим две их группы — этиологические и повествующие оразличных чудесных свойствах святыни.
I. Этиологические рассказы, повествующие
о чудесном происхождении святыни
Этиологические легенды о святых камнях — в той или иной степени отголоски жития Серафима Саровского, но переклички фольклорных рассказов с книжным первоисточником не дают основания считать их его переделками.
1. «Камень-следовик». Как уже говорилось, житие упоминает о двух камнях, на которых тысячу дней и ночей простоял, молясь, старец. Уничтожение еще в середине XIX в. этих прижизненных святынь Преподобного практически выключило их из числа упоминаемых в народных легендах. Но именно указанный житийный эпизод и породил в местной религиозной фольклорной традиции особый сюжет этиологических легенд.
Рассказы этой группы фиксируют переход обычного природного объекта в разряд сакральных. Речь в них идет о молитвенном стоянии Серафима на том или ином камне. Легенды отнюдь не утверждают «истинность» святыни как именно той самой, на которой, согласно житию, стоял Преподобный, но такие фольклорные рассказы как бы расширяют строгие художественные и, самое главное, «географические» рамки жития: Серафим Саровский не единожды «выполняет» свой подвиг, а «преумножает» его, избирая для него новые сроки (40, 100 дней) и новые камни. Само появление в лесу необычного природного объекта, его невероятный размер — эти вопросы в нарративах не выражены.
Рассказы этой группы наиболее четко мотивируют ритуальный аспект культа каменной святыни, ведь именно утверждение ее связи с молитвенным подвигом Серафима объясняет появление на ней «следов» святого — углублений от его колен, из которых теперь в лечебных целях берется дождевая вода или снег.
2. «Растущая святыня». Другие этиологические легенды развивают древнейшие представления о способности камней постепенно увеличиваться в размерах. Не высокий подвиг Серафима, не сакрализация уже присутствующего в данном месте обычного дотоле камня, а само возникновение его и изменение его внешнего вида — таковы главные акценты рассказов этой группы.
Легенды второй группы отмечают два временных среза: отдаленное прошлое, момент зарождения святыни во времени и в местном пространстве (хотя это даже еще и не святое место: небольшие размеры «камешков» не позволяют пока идентифицировать их как святые среди подобных и прочих элементов природного ландшафта) и ее современное состояние. Наши информанты отмечают, что до сих пор наблюдают увеличение размеров камня. Таким образом, рост камня — его
постоянное, неизменное свойство.
Этиологические легенды второй группы дают представление уже и об окружении святого: рядом с одинокой фигурой подвижника возникают его духовные братья, с которыми молодой послушник ходит за сборами или на которых он перекладывает миссию устроения новой святыни.
3. Редкие легенды представляют собой контаминацию сюжетов двух указанных типов......
4. «Камень-медведь». Этот этиологический рассказ несколько выбивается из ряда представленных выше, хотя также связан с житием святого:
Когда Серафим Саровский молился в своей келье в лесу, к нему приходил медведь, и он его кормил. В форме медведя и камень [вырос]: это задние ноги, это передние, вот голова (Архивпроекта «Живое предание»; с. Прибрежное Первомайского р., ФадееваВ.И.; dvc 012).
......
5. «Камень как замена церквям». В редких нарративах этиологического характера статус камня мотивирован не его экстраординарными свойствами, не осуществлением на нем подвига святого, а предугаданной необходимостью его существования в определенный исторический период.
Камни эти благословил Преподобный. Он предвидел, что у нас церкви отнимут, — вместо церквей сюда паломники приходили на камни... По благословению Серафима [эти камни]. Когда благословлял, он сказал места, где они будут расположены (Архив проекта «Живое предание»; с. Прибрежное Первомайского р., БалтинаМ.Н.; dvc 013).
Святые камни осмыслены как равноценная и даже единственно возможная и доступная замена церквям, объектам более высокого, по сравнению со святыми камнями, статуса. Прозорливость же Серафима распространяется уже не только на его способность видеть особую благодать некоторых уголков природы, но и на русскую историю, трудное будущее России.
II. Рассказы о чудесных свойствах святыни
1. «Чудесное исцеление». Рассказы медицинской тематики, повествующие об исцелении человека от общения со святыней, — наиболее распространённая группа текстов, привлекающая к камню новых верующих и повышающая своеобразный рейтинг ее среди прочих культовых объектов.
а) Исцеление человека происходит от непосредственного контакта с камнем.....
б) Сюжет рассказов таков: контакту со святыней и исцелению героя предшествует чудесный сон, в котором Серафим как божественный основатель святыни вверяет герою свою святыню и дает ему наставление в излечении от болезни:
2. «Скрывающаяся святыня». Рассказы этой группы — специфическая особенность цикла легенд о святых камнях.
Я говела всю жизнь, а захворала и ходила тут и не нашла. Ходила-ходила, и камушек не вышел. А уж я его знала. Другой раз пошли — все-таки нашла (колл. 62, ед. хр. 11, № 136; Кулебакский р., Кутузовский скит, Самарова А.А.)
У меня старик работал на машине... Знакомая женщина попросила свозить ее сюда: дочь у нее слепла быстро. Дело осенью было, листов не было на деревьях. Он повел ее на камушек: там и водички набрать. Меня не взяли: я нечиста, поэтому сама не пошла. Одни пошли: она гулящая, а он выпимши был. Пошли они... Я жду, жду... Лазили, лазили, сколько раз обошли это место (а муж-то тут вырос), так и не нашли... (колл. 62, ед. хр. 11, № 104; Кулебакский р., Кутузовский скит, Подставнягина Е.В.)
Истории с таким условным названием отчасти перекликаются с темой здоровья человека. Однако не оно является в таких рассказах объектом устремления человека. Его болезнь или близкое к тому состояние («он выпимши был») позволяют раскрыть иные (нецелительные) чудесные свойства святыни. Она описывается как место, оценивающее приходящих к нему верующих с точки зрения их
моральной и физической чистоты, соответствия неким требованиям, предъявляемым камнем к людям, поэтому и выбирающее собственную тактику поведения.
Святыня исчезает, ограждая от вторжения (хотя и с мирными целями) в свое внутреннее пространство человека, недостойного посещения её. Привычность местонахождения святыни и неожиданная невозможность ее обнаружения — вот загадка, которой задается рассказчик.
3. Рассказы о святотатстве (кощунство со святыней). Они сближаются с предыдущей группой текстов в том плане, что святыня предстает в них как саморегулируемая и самооберегаемая система, непозволяющая менять свои географические координаты, недопускающая возле себя определенных неэтических ситуаций.
Игуменья сказала, что его надо перенести на другое место, на этом месте ей не понравилось. Стали брать этот камень — поднялся ураган, и они испугались и положили его (Архивпроекта «Живое предание»; с. Прибрежное Первомайского р., БалтинаМ.Н.; dvc 013).
...Он вырос большой-пребольшой, а Советска-то власть... И вот одного заставили вырыть на трахторе и увезти куды-нибудь, спрятать. Но он рыл-рыл, и он недался ему. И он тут же помер (Архивпроекта «Живое предание»; д. Кошелиха Первомайского р., Баранова П.А.; рукопись).
.......
4. Необычные явления в святом месте.
Вот здесь был Сергей Иванович, они з Мордовии где-то. И они узнали про камешек, и его жена возила их. Он говорит: не доходя до камешка смотри: стоят три человека. Женщины или мужчины, я не спросила. Мы боимся идти. Стоят, разумшись, на снегу. Стали, говорит, возле: «Идите, идите, мы вас не тронем». Подошли, говорят: «На снегу-то, наверное, холодно?». — «Да нет, снежок-то тепленький». И отошли, говорит, шаг и не знаем, куда делись — пропали... (колл. 62, ед. хр. 11, № 135; Кулебакский р., Кутузовский скит, Самарова А.А.)
Подобные рассказы в меньшей степени, чем прочие, укладываются в привычную типологию. Как и тексты типа II, они повествуют о личных контактах человека (чаще — самого рассказчика) со святыней. Однако, в отличие от них, рассказчик затрудняется дать толкование случившемуся, оно для него загадка (и даже ужас), которую ему помогает объяснить кто-то более мудрый. Святая сила всегда явно или незримо присутствует у камня — об этом намекают рассказы.
.... Но снятие в последнее десятилетие запретов на посещение природных святынь и лояльное отношение к ним церкви
делает их, как и раньше, популярными священными объектами местного религиозного пространства, пополняя соответственно и циклы легенд о них.
Славяне были всегда.©