Не знаю, поможет ли это в спорах, но у Церкви тоже есть своя история. Связана она , естественно, с распространением христианства, с языческими гонениями, борьбой с ересями и другими вопросами.
Поэтому даю ссылку на то, что нашла
http://www.pravoslavie.ru/pdf/halkidonrule28.pdf
(ближе к середине текста , стр.9)
...«Варварами», населявшими три диоцеза в середине 5-го века, очевидно были готы.
Заселение готами территорий восточной империи началось еще в эпоху маркоманнийских войн Марка Аврелия, во второй половине 2-го века. В 376 году готским племенам тервингов, возглавлявшимся Алавивом и Фритигерном, было позволено поселиться на территории римской Фракии, в статусе
dediticii. Византийцам было не просто решиться на такой шаг, ввиду потенциальных опасностей, которые таило в себе заселение воинственными племенами земель, столь близких к столице. Тем не менее, выгоды от этого казались еще бóльшими. Так, готы так или иначе уже положили глаз на земли Фракии, и, не приняв их по собственной воле, можно было столкнуться с ними как интервентами. Во-вторых, готы были хорошими солдатами, неплохо обученными и организованными – по крайней мере, по сравнению с другими «варварскими» племенами. Привлечение их к военной службе помогло бы облегчить нагрузку обязательной военной повинности, лежавшую на других иммигрантах (
coloni), а также получать значительные финансовые поступления за счет денежных откупов от других военнообязанных граждан.
Поселившись на территории империи, готы получили особый статус,который весьма выгодно отличался от статуса других иммигрантов-
coloni и давал им определенную автономность в границах империи.
Тем не менее, мирное проживание готов на территории Византии было недолгим. Небрежное и некомпетентное обращение с ними со стороны византийских чиновников и офицеров, а также их огромное количество и военная сила, превзошедшая мощь византийских войск в регионе, стали причиной готского восстания, которое возглавил Фритигерн. Оно было весьма успешным для восставших, которые вскоре смогли сломить сопротивление региональных византийских военных частей и осадить Адриануполь. Фритигерн предложил императору Валенту в качестве условия примирения передачу готам всей Фракии, в которой они проживали бы на условии особого федеративного договора
(foedus). Готская Фракия должна была стать федеральным субъектом со своим собственным управлением. Иными словами, Фритигерн предложил расширить изначальные условия поселения готов на византийской территории, заключенные в 376 году. При этом условие подчиненности готов императору оставалось неизменным. Характерно, что данное предложение Фритигерна Валенту доставил священник, бывший доверенным лицом предводителя готов.
формироваться идея того, что наличие собственного священства является атрибутом власти и собственной идентичности.
Предложение Фритигерна, однако, было отвергнуто императором. В результате в августе 378 года произошла битва при Александруполе, в которой византийцы, под предводительством самого императора, потерпели сокрушительное поражение. Убит был и император. Александрупольское сражение стало ключевым событием в отношениях между готами и византийцами и определило эти отношения на долгое время. В частности, оно подвигло византийцев к поискам нового
modus vivendi с готами, к нахождению путей для их скорейшей ассимиляции, не вызывая при этом у них раздражения и недовольства.
Новая программа и новая политика византийцев по отношению к готам начала применяться вскоре после Александрупольского поражения императором Феодосием, сменившим убитого Валента.
Она, в частности, выразилась в подписании 3 октября 382 года «федеративного договора» (
foedus) между Константинополем и готами, ставшего основой для образования федерального субъекта с весьма широкой автономией.Этот новый субъект – Готия – был образован в северных частях Дакии и Фракии – между Дунаем и Балканскими горами. Согласно условиям договора, готы становились подданными императора, но при этом оставались в статусе «варваров» и им было запрещено вступать в брак с другими византийцами – то есть им было отказано в праве
connubium. В северной Дакии и Фракии им выделялись земли, которые, хотя и оставались суверенной римской территорией, составляли зону компактного и автономного проживания готов. При этом готы были обязаны оказывать византийской армии необходимую военную помощь и платить государственные налоги.
В 397 г. готы, предводительствуемые Аларихом, заключили новый
foedus – теперь с императором Аркадием.Согласно этому договору, они получили поселение в центральной Македонии, а сам Аларих, по всей видимости, возглавил имперские войска Иллирика, получив должность
magister militum per Illyricum. При этом он оставался в подчинении гражданской администрации Иллирика – преторианского префекта. Таким образом, готское субгосударство было перенесено из Фракии в Иллирик, на территорию современной Греции. Однако и здесь оно просуществовало недолго, так как Аларих двинулся с военной кампанией на Запад, в Италию. В западной части империи постепенно начали возникать варварские субгосударства, заключавшие федеративные договоры с Константинополем, такие как, например,
foedus 488 года, подписанный между Теодориком и императором Зиноном.
Что же касается восточной части империи, то здесь таких готских автономий не сохранилось. Тем не менее, здесь, и прежде всего во Фракии, остались готские поселения, которые сохранили некоторые черты своего прежнего федеративного статуса. О таких поселениях во Фракии упоминает, в частности, Прокопий Кесарийский.
Также в Константинополе и его окрестностях существовала значительная готская колония, состоявшая как из романизированной готской аристократии, так и из большого числа простых готов: солдат, ремесленников, крестьян, рабов. Особенно много готов было в гарнизонах, расквартированных в Малой Азии. Об их количестве позволяет судить тот факт, что благодаря их поддержке византийский генерал готского происхождения Гайна смог поднять в 400 году восстание, захватить Константинополь и некоторое время его контролировать.
В истории зафиксировано также несколько случаев целенаправленного поселения готов на землях Малой Азии. Так, в 386 году некий Одотеус во главе многочисленного отряда готов-гревтунгов пересек Дунай, с тем чтобы попросить убежища на византийской территории. Однако отряду не повезло, и он наткнулся на пограничный кордон византийцев, которые уничтожили добрую его половину. Уцелевшую часть отряда император Феодосий распорядился поселить в Малой Азии, на землях Фригии.
Сведения о политическом статусе готов, обосновавшихся во Фракии и западной части Малой Азии, весьма скудны. Еще ничтожнее сведения об их церковном положении. Многие из них оставались арианами, хотя арианство в целом было уже преодолено как учение и идеология имперской политики. Арианство для готов стало чем-то в смысле «национальной» или племенной идентичности, и отношение к нему со стороны имперских властей, после того как арианствовавший Валент был убит и его место занял православный Феодосий, было терпимым, хотя, безусловно, властями предпринимались шаги с целью обратить готов в омоусианство. В качестве такого же фактора идентичности готам служил их язык, богослужебные особенности, круг чтения (Евангелие в переводе Вульфилы) и т.п., то есть все то, что составляет особую национальную церковную традицию каждого народа, его религиозный тип.
Сохранению церковной идентичности готов должен был способствовать статус их автономности во Фракии, полученной в результате договора 382 года. Действительно, политическая независимость готов должна была предполагать значительную степень их церковной автономии и по крайне мере наличие собственных епископов. Такие привилегии, вполне вероятно, остались у фракийских готов и после аннулирования федеративного договора 382 года. Если бы до 451 года были действительны условия федеративных договоров с фракийскими готами, тогда 28-й канон можно было бы считать дополнением к этим договорам и их церковной ратификацией. Однако, поскольку foedera конца 4-го столетия к середине 5-го века утратили свою юридическую силу, идея, стоявшая за последней формулировкой канона, состояла в том, чтобы придать каноническую легитимность существующему статусу готских общин в трех диоцезах. На ряду с этим не исключено, что свою собственную церковную организацию имели и готы, переселенные в 386 году во Фригию, а также готские общины, расположенные вокруг и внутри столицы.
Известно, что пастырское попечение о последних проявлял
св. Иоанн Златоуст. Так, он назначил клириков, которые могли общаться с готами на их языке, выделил для них в Константинополе храм св. Павла, куда сам приезжал проповедовать – с помощью переводчика. Также он пекся о готской монастырской общине в Константинополе –
«ἐν τοῖς Προμώτου». Эта община одновременно исполняла функции семинарии – в ней проходили подготовку будущие клирики для готских общин. Также он направлял миссионеров – скорее всего монахов – к готам в нижнем Дунае.
...Готы жили не только на землях Византии. Готские государственно-племенные образования распространялись и к северу от византийской Фракии, составляя
Barbaricum или
τὸ Βαρβαρικόν. Однако, в отличие от римских готов, готы Барбарикума – как народ – оставались преимущественно язычниками по крайней мере до второй половины 5-го века. Многие готы влились в состав Гуннской империи, основанной Аттилой. Гунны проявляли крайнюю враждебность к христианам, в том числе к епископам, и в случае, если такие появлялись на их территории без официального разрешения, могли предать их смерти. Таким образом, в Барбарикуме, и в первую очередь среди гуннов, которые доминировали в данной области в эпоху IV Вселенского Собора, регулярное присутствие христианских епископов вплоть до второй половины 5-го века было весьма маловероятным. Это является еще одним подтверждением того факта, что 28-й канон не имел ввиду «варваров», живших за пределами Византии, но исключительно римских готов.
В качестве исключения из этого правила могут рассматриваться крымские готы, многие из которых были христианами и образовывали компактные христианские общины, имевшие собственных епископов. Об одном таком епископе – Униле – известно, что он был рукоположен Златоустом. Об этом факте сообщает сам святитель в одном из своих писем к Олимпиаде. До Златоуста, однако, согласно «Житиям освященных епископов Херсонеса», епископы в Крым направлялись из Иерусалимской Церкви, что, по мнению ряда исследователей, вполне вероятно.