Каким бы " прогрессистом " не был Белинский, он все таки верно подметил отношение крестьян к попам. Про иконы я сам слышал от бабок в деревне. Думал что это "фольклор" советского времени, а оказалось ,что поговорка то намного старше.
Проблема была в том, что Петр 1 сделал из церкви контору при светском правительстве. И священники превратились в чиновников. А от чиновников какая вера? У них главное бумажки, циркуляры да отчетности. Ну население и воспринимало их службу соотвествующим образом, как никому не нужный и пустой формализм:
"А.И. Розанов свое первое поучение произнес, не имея перед собой ни книги, ни тетради. После этого к нему обратились старики, потребовавшие, чтобы он больше так не делал, ибо прежний священник все проповеди читал из книги. Далее мемуарист приводит любопытный диалог пастыря с пасомыми. "Да разве вы не поняли, что говорил я? Я вам и говорил-то из Божьего писания, только что не по книге". - "Эдак-то ты и теперь говоришь; так в церкви не говорят, там только читают. Ты читай по книге, мы и будем знать, что ты читаешь божественное, а то что? Говорит, не знай что, да глядит на людей!" - "Из церковной книги вы ничего не поймете!" - "Это все равно. Мы будем знать, что батюшка говорит нам Божие писание!". Розанову пришлось уступить, он брал любую книгу с клироса, клал ее перед собой на аналой, делая вид, что читает из нее.
Наконец, были приходы, жителям которых прежде совсем не читали проповеди, поэтому они не имели привычки выслушивать речь иерея. Священник Л. Левшин произнес целое поучение, которое так и называлось: "Поучение против тех, которые обременяются слушанием слова Божия и глумятся над самим проповеданием". В нем он обличал тех, кто, выходя из храма, сетовал на то, что своей проповедью Левшин только задержал людей, стремившихся поскорее пообедать и отдохнуть. И. Якимов сетовал на то, что некоторые прихожане, как только начинается проповедь, уходят из церкви; у тех же, кто остался, вызывают нарекания слова иерея против пьянства, воровства, обмана, напрасной божбы, сквернословия и т.д."
https://www.ruthenia.ru/folklore/rozov4.htmВ итоге, русский народ был не религиозный, но верующий. Вместо "правильной религии" люди имели свою собственную веру - такой себе сплав дохристианских верований, местных локальных обрядов, обычаев и примет и православной веры.
Ну, вот так все и осталось до сих пор. Кому вера действительно интересна, он скорее пойдет к иеговистам или к индуистам-буддистам. Или в ислам уйдет. И к родноверам. А РПЦ - это чисто формальные обряды, типа покреститься, машину освятить, то-се.
Вот из всех знакомых, которые реально верующие, только один к РПЦ принадлежит, и то он священник. Остальные кто протестант, кто иеговист, кто буддист, или там родноверец.