Страница 14 из 14

Re: Славянские древности

Добавлено: 03 май 2018, 19:06
Гость
В Литве тогда татар было много. Наверное, выглядело это как западная орда.

Re: Славянские древности

Добавлено: 03 май 2018, 19:23
ursus
Да. И в Польше.

Но в целом - забавно. Собственно, ничего нового, но ведь как-то под этим ракурсом не принято было рассматривать события. Типа - чё там мурыжится, Литва, Тефтоны, какая разница.

С другой стороны - материал несколько эмоционально заряжен и наверное мог быть более объективен. Так как не отражены важные моменты - место литовских князей в общерусской табели о рангах. А ведь они имели те же права, что и прочие русские князья. В том числе на вотчины, на всякие там уделы. И большая вероятность, что в качестве московско-литовского противостояния нам продают династические тёрки.

Re: Славянские древности

Добавлено: 05 май 2018, 23:43
Gard
Ученые подтвердили возраст Шигирского идола. Ему 11,6 тысячи лет
https://nplus1.ru/news/2018/04/26/siberian-statue

Таки в два раза старше пирамид.

Re: Славянские древности

Добавлено: 10 май 2018, 15:17
Gard
Просто красивое славянское место.

Словения. Озеро Блед с довольно известным на нем островом и храмом, построенном на месте капища Живы, ныне это готический собор Богоматери . Плюс фотки окрестностей.
http://www.bled.si/en/what-to-see/natur ... led-island
The Bled island
http://www.blejskiotok.si
The Church of the Mother of God on the Lake
http://www.dedi.si/dediscina/130-podruz ... u-na-bledu


В Словении ваще красиво. Рекомендую даже больше чем Италию. По причине культурной близости, низкого языкового барьера и некоторой относительной дешевизны ( хотя отели по цене там дай боже, как и в Италии)

Re: Славянские древности

Добавлено: 12 май 2018, 20:18
Gard


Вот вы скажете - це славянские поделия и особенно вторая баночка с крышечкой. Ну чиста Русский Север-Мезень и все такое.

Ан нет. Эта баночка , мои дорогие - "субмикенская культура", древняя Греция. 1150-1050 гг до РХ . (инвентарный номер 8255 в музее Аллард Пиерсона в Амстере. )

А кувшинчик принадлежит "прото-геометрическому стилю" древней Греции, 10 век до РХ.
(Инвентарный номер В 14.423 из частной коллекции семьи Vuren из Bruikelеen. музей Аллард Пиерсона)

обе фотки сделаны собственноручно мной в музее.

Re: Славянские древности

Добавлено: 12 май 2018, 20:24
Gard
а ентот ангелочек в колпаке и с крылышками не находка какого нибудь с новогоднего секондхэндовского базарчика, а искусство благородных этрусков между прочим. Вот. :pardon:

Re: Славянские древности

Добавлено: 26 май 2018, 19:35
Гость
остзейцы шалили

Описание последствий славянской корсарской экспедиции предпринятой в 1136 году под предводительством поморского князя Ратибора I на Конунгхале (в то время датский город, ныне принадлежит Швеции, расположен на границе с Норвегией) из той же статьи: «(...) язычники слова не сдержали, забрали всех людей, мужчин, женщин и детей, многих поубивали, особенно тех, кто был слаб, низкого происхождения и тех, кого трудно было увести за собой. Забрали все деньги, которые были в городе.»


Ещё один интересный факт: На рынке в Мекленбурге в 1168 г. после победоносного похода ободритов были выставлены на продажу 700 датчан.

Re: Славянские древности

Добавлено: 28 май 2018, 20:20
Gard
ursus писал(а):
Славянская Германия

Поставил в КриптоРейх, хотя уместнее в Славянские древности. Но - есть смысл несколько акцентировать именно сам Рейх, в котором германское и славянское переплелось столь же тесно, как и в исторической, дореволюционной России.

Мы, конечно не раз затрагивали этот аспект и даже где-то размещали аналоги этой статьи, но - рекомендую.


Warin (Варин) - городок в М-ПП. Там же формы Klein Warin и Waren. У русских фамилия Варин. В России посёлок Новый Варин и деревня Варино. В других славянских земель - поселение Varín в Словакии.


В испанском звук " В" произносится как " Б".

Поэтому Барселона это не что иное как " Вар-Селона" > село Варино.

такие вот " Вестготы" туда заехали в свое время , хехехе.

Re: Славянские древности

Добавлено: 31 май 2018, 20:29
Gard
Алексей Виноградов

Русская тайна. Откуда пришел князь Рюрик?
http://www.rulit.me/books/russkaya-tajn ... 415-1.html

только отрывочек про тн "саамов" ( мы ранее публиковали фотки этих самых настоящих скандинавских " саамов" - так они не разу ни чукчи, если что)

а так вся книга достойна вашего внимания.

Особенно любопытны связи саамов – этноса, который считается «первообитателем» не только севера Норвегии и Швеции, Кольского полуострова, но и большей части Карелии и Финляндии (еще в VIII в. н. э. именно они были обитателями Карельского перешейка – см. Ономастика европейского…, с. 13)[27].

На язык, близкий финскому, саамы перешли лишь в средневековье, под влиянием южных соседей, а до этого, как предполагают, говорили на каких-то западных самодийских[28] или «палеоевропейских» наречиях, не родственных ни одному живому языку. Вместе с тем самоназвание, как уже сказано, у них и.-е., причем его вариант samba является копией др-прусс. этнонима «самбы» («сембы»).

Индоевропейское влияние ощутимо не только в хозяйственной лексике северных кочевников (где оно огромно), но в основных понятиях связанных с системой родства («атче» – отец) и окружающим миром («миар» – море, «сэрвес» – олень, ср. аналог, лат. cervus, «манна» – луна ср. аналог, англ. moon и тох. A man – месяц).

В религиозном пантеоне бог грома Айеке копирует древнегерманского Тора (с молотом в руке и осколком камня в голове), Веральден-ольмай – бога Фрейра (один из эпитетов которого «веральден»).
Один из эпитетов Айеке – Гиермес заставляет вспомнить персонаж греческой мифологии – обладателя крылатых сандалий и золотого посоха Гермеса. Вспомним, что покровитель путешественников считался спутником Аполлона, в свою очередь связанного с располагавшейся далеко на севере загадочной Гипербореей.

Можно полагать, что на самом деле предки саамов говорили на разных языках, как загадочных «палео», так и индоевропейских[29], пока все не были ассимилированы угро-фин-нами. Это видно и из данных антропологии.

«Современные саамы являются, в основном, потомками палеоевропейского населения» (Исследования по древней…, с. 123) – причем по некоторым факторам крови даже «ультра» европеоиды (Проблемы антропологии, с. 25), что резко отличает их от других коренных оленеводов Севера, включая ближайших соседей – ненцев. В древности они были еще ближе к северным европеоидным расам, в частности значительно более длинноголовы (Расогенетические…, с. 103).

Вместе с тем у современных саамов азиатская примесь несомненно присутствует: они более приземисты, круглоголовы, волосы и глаза темнее, чем у других скандинавов.
Эта примесь связана с начавшейся в III тыс. до н. э. миграцией на север Кольского полуострова, о которой можно судить по находке близ города Полярный черепа человека «западносибирского происхождения».
Основной же «мощный иноэтничный импульс восточного происхождения», принесший в эти края культ ворона и вафельный орнамент посуды, приходится на рубеж I–II тыс. до н. э. и связан, по-видимому, с тундровыми племенами Таймыра (Происхождение саамов, с. 142; Лебедев, Эпоха, с. 70). Переселенцы смешивались с местным населением, частично ассимилировав его в языковом смысле, но не поглотив полностью в расовом.

Памятуя теорию Соболевского, нельзя не обратить внимания на то, что одно из племен саамов зовет себя «сколты», что имеет явный отклик в Геродотовой Скифии (по «отцу истории», скифы сами себя называли «сколотами»). Нельзя также не вспомнить авестийский род Самов, ведущий свое начало то ли от героя Самы, то ли от полубожества Йимы – в последнем случае указывающий на далекий север (имя Йимы, совершавшего свои деяния в приполярной Ариан Ваеджо, некоторыми трактуется как переосмысление термина «зима» – авест. – санскр. hima).

Саамская топо– и гидронимика кишит корнями, которые нетрудно квалифицировать как близкие и.-е. Отбросив для наглядности дополнительные форманты jawre – «озеро», jokka – «река», vuoda – «вода, залив» (кстати, тоже арийский) в сборнике саамских географических названий Норвегии (см. Quistad) только на букву А получим множество «ариизмов»: Anda (ир. «темный»), Arsta (санскр. arsati – «стремительный») As, Avilon и т. д.

В общем, в саамах много загадок, но нельзя исключить следующее. Возможно, одно из племен, дошедших до древнего Ирана – дальний родственник нынешних обитателей русского Севера, в частности, Терского берега (интересно, что «tara», «terra» и значит «берег, земля» на санскрите и латыни). Или Кандалакши, чье название также легко переводится с иранских наречий («кенде лах» – каменная канава, название весьма подходящее для скалистого, узкого, вытянутого Кандалакшского залива).

Re: Славянские древности

Добавлено: 02 июн 2018, 23:51
Gard
ТАЙНА ЧЕРТОЛЬСКОГО УРОЧИЩА
http://mos-nj.narod.ru/1980_/nj8901/B/

В наше время, в начале 30-х годов, при разборке церкви Похвала Богородице на Кропоткинской набережной (близ дома № 45/1) неподалеку от бывшего подворья Малюты Скуратова обнаружили глубоко под землей каменный склет якобы самого хозяина подворья. По преданиям, от подворья Скуратова тайные подземные ходы вели к Кремлю и к Ваганьковскому холму, где некогда находился двор Ивана Грозного, а ныне возвышается дом Пашкова. Кроме того, от скуратовского подворья можно было пройти под землей в район устья Неглинки перед Боровицкими воротами.

...

небольшая , но захватывающая книга Белоусовой Таисии Михайловны
Тайны подземной Москвы
https://history.wikireading.ru/92800

Re: Славянские древности

Добавлено: 15 июн 2018, 20:49
ursus
Однако, невзирая на очевидный успех, Романовы и их сторонники не чувствовали себя спокойно, уверенности, что они удержатся у власти, у них явно не наблюдалось. Для «узаконивания» династии Михаил в качестве основного рассматривал вариант выдачи своей старшей дочери Ирины за какого-нибудь отпрыска королевских кровей. В начале 1640 х годов выбор пал на датского принца Вальдемара Кристиана. После необходимых переговоров тот прибывает в Москву, производит хорошее впечатление: ему предлагают богатый удел – ни много ни мало Суздаль и Ярославль. Но тот, не соблазнившись высокими почестями, все же отказывается принимать православие. Уговоры не возымели действия: в мае 1644 года Вальдемар даже предпринимает попытку бегства из Москвы, но его задерживают. Снова возобновились диспуты о вере, о том, нужно ли ему перекрещиваться или нет.

В ходе дебатов, сопровождавшихся мучительными переживаниями, Михаил скончался, так и не решив насущной для себя проблемы; за ним через месяц умерла и царица. Здесь необходимо пояснить, что все эти игры с датским принцем романовские историки уравнивают с аналогичными попытками Ивана Грозного и Бориса Годунова породниться с каким-либо королевским отпрыском из Европы. Однако это совершенно неверно, тогда потребность в принцах обусловливалась созданием буферного государственного образования в Ливонии и не более того.

Годунов ни в коем случае не собирался сажать на российский трон иноземца, выдавая за него дочь Ксению: для этого имелся наследник – его сын Федор. Что касается Ивана Грозного, то тот просто открыто насмехался над родовитостью европейских королевских домов. Другое дело Михаил Романов, который внутренне был готов возвести на московский престол чужестранца; подобное в начале ХVII века при его участии уже едва не случилось.


Историки полностью согласны с нашими измышлениями.
https://pandoraopen.ru/2018-06-14/samoz ... dinastiya/

Re: Славянские древности

Добавлено: 25 июн 2018, 22:45
Gard
Норговские свадебные головные уборы и наряды.
Вот если не знать что это норвежки, за кого бы вы их приняли ? :)

старые фотки
https://wingsofwhimsy.wordpress.com/201 ... otography/

современно исполненные традиционные наряды
https://digitaltmuseum.no/011013499779/ ... a-telemark
https://wingsofwhimsy.wordpress.com/201 ... t-i-facts/
http://mylittlenorway.com/2009/05/bunad ... -costumes/

Re: Славянские древности

Добавлено: 25 июн 2018, 22:55
ursus
Кокошник, очевидно.

Re: Славянские древности

Добавлено: 25 июн 2018, 23:02
Gard
Ну да :))

а вышивки тоже толи с юга России/Украины, то ли из западных земель, ближе к вам, к прибалтам, впрочем и на русском севере такой стиль вышивок/росписи есть.

Re: Славянские древности

Добавлено: 25 июн 2018, 23:24
ursus
В некоторых норвежках присутствует такая специфицеская "латышскость". Она и в Латвии то не часто встречается, но в принципе подразумевает эталон латышки. В русском этносе набор этих черт отсутствует. Хотя в других норвежках ярко выражено то, что мы понимаем под славянскими чертами.

Но норги ведь никогда славянами не считались. :-) В отличии от болгар, положим.

Re: Славянские древности

Добавлено: 25 июн 2018, 23:54
Gard
во во. считаться не считались, а выглядят некоторые очень даже вполне себе. причем даже больше похожи, чем носатые да черномазые болгары

там на фотках есть одна деваха -блондинка с голубыми глазами и с короной на башке, привязанной чтоб не свалилась с головы ленточками , она с провинции Рогалан.
Я тут писал об этом рогалане выше . Дескать- это лен ( земля, ленное поместье) рогов/ругов
Ну вот, на вид - это прям принцесса из русских сказок , ну ни дать, ни взять. :) тоже - эталонная красавица, коих мало, но к чему видимо, стоило бы стремиться.

Re: Славянские древности

Добавлено: 27 июн 2018, 14:14
Gard
Наподобие того, как варяжская дружина со своим конунгом-князем составляла особое сообщество среди славян, и самые славяне имели такие же особые союзы и сообщества.

Они жили или родами, или общинами; в других случаях они сами устраивали дружины и торговые товарищества в городах. Каждый человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу или входивший в какое-нибудь сообщество, пользовался защитою рода, общины, дружины, товарищества, и мало надеялся на князя, потому что княжеская власть была еще слаба.

Лишенный покровительства своих близких, прогнанный из какого-либо сообщества человек становился беззащитным, потому что никто не шел к нему на помощь; его можно было, по старому выражению, «убита во пса место» — и остаться без всякого наказания и возмездия.

Такие беспризорные и беззащитные люди назывались изгоями (от того же корня, как и слово «гой»: «гой еси» значило: будь здрав, будь жив); изгои были как бы «изжитые», выкинутые из жизни вон люди. В одном церковном уставе XII в. дается такое определение изгоям: «Изгои — трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает; а се четвертое изгойство о себе приложим: аще князь осиротеет».
....

В языческое время на Руси было лишь одно сословное различие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами, рабы носили название челядь (в единственном числе холоп, роба).

Положение рабов, очень многочисленных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина.
Они не могли иметь собственного имущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за свои преступления. За них ответствовал господин, который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как хотел.

Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти себе защиту только у господина; когда же господин его отпускал на волю или прогонял, раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и пристанища. Таким образом в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем

Источник: http://russiahistory.ru/cherty-dohristi ... h-slavyan/

Re: Славянские древности

Добавлено: 27 июн 2018, 22:23
Gard
Урсус не раз и не два делал весомые предположения о том что все европейцы - и славяне и неславяне - родом из вендов/венетов.

И он в очередной раз оказался прав в своих предположениях.

Нет , это не панегирик Урсусу, а преамбула так сказать, введение в книгу, написанную словенским исследователем Йожко Шавли " Венеты - наши далекие предки" ( Veneti - first builders of European community)

вот отрывок предисловия к этой книге ( сама она издана на ряде европейских языков, включая русский )
читать книгу по русски : http://itexts.net/avtor-yozhko-shavli/1 ... age-1.html

Йожко Шавли. По образованию экономист, он окончил университет в Любляне и получил докторскую степень в Вене. Из-за своих убеждений Шавли в молодости вынужден был эмигрировать в Италию, точнее в ту ее северную область, где прежде жили венеты. Увлекшись историей Карантании (Хорутании), средневекового государства словенцев, которое возникло в результате падения Римской империи, он обнаружил, что истоки его родной культуры намного глубже, чем это представлено официальной наукой. И ученый принялся за тщательное изучение фактов.

Результаты исследования превзошли все ожидания. Оказалось, что предки и родственники хорутан (под этим именем словенцы упоминаются в древнерусской летописи) жили в Альпах задолго до римской колонизации. Они были обитателями тех регионов, что известны античным историкам как Реция (Rhaetia), Норик (Noricum), Винделиция (Vindelicia) и Паннония (Pannonia). Предки словенцев не были ответвлением иллирийцев, к которым некоторые авторы приписывали малоизученные этносы, а были потомками венетов, тех самых древних праславянских племен, что уже за тысячелетие до Р.Х. заселяли просторы Центральной и Северной Европы, имея развитую по тем временам цивилизацию.

Это открытие кардинально меняло перспективу истории Словении, подтверждало славянское происхождение венетов и одновременно ставило целый ряд новых проблем. Сенсационных материалов хватило бы не на один исторический роман. Однако наука не любит романтиков и идеалистов-фантастов. Она ценит лишь достоверные факты, множество раз проверенные и доказанные с точностью математической формулы. Этой черновой работой д-ру Шавли и пришлось заняться.

Прежде всего исследователь засел за специальные монографии и изучил историю вопроса. В обзоре научной литературы автор подчеркивает идеологическую ангажированность ученых прогерманской и прокельтской линии, критикует романтизм и сознательные искажения панславистов. Ему ближе и понятнее школа польских автохтонистов, стоящих на точке зрения исконного происхождения славян от Лужицкой культуры (1300–1100 гг. до н. э.). Она названа так по месту Лужица (Lausitz), между Одрой и Вислой, и, возможно, восходит к античному этнониму «лугии». По данным археологов и антропологов именно здесь начала формироваться праславянская общность.

Далее прослеживалась еще одна интересная закономерность. После расцвета Лужицкой цивилизации с ее территории начинается распространение культуры погребальных урн. Ее носители совершают большие походы и, осваивая все новые и новые пространства, заселяют земли от Балтики до Адриатики, включая равнины Альп и север Апеннинского полуострова. Культура захоронений в урнах была связана с развитой системой представлений о загробном мире. Многие ученые выводили ее из района Средиземноморья и в данном случае приписывали иллирийцам. Однако Шавли вслед за польскими и чешскими учеными настаивает на центрально-европейском происхождении урн. Он считает, что «носителями культуры полей погребальных урн были венеты, или венды».

Согласно историческим данным, венеты постепенно завоевали территорию современной Австрии, Баварии, Швабии и Восточной Швейцарии. Здесь стали преобладать их цивилизация и язык. Это были определенно не кельты, которые в данное время насаждали культуру Латен (Laten) в области нынешней Чехии и Моравии. Долгое время в Альпах сохранялась традиция погребения в урнах, но она была не единственной особенностью культуры венетов. В VII–VI веках до н. э. в районе Вилланова достигает расцвета центр, прославившийся уникальными ситулами — художественно оформленными обрядовыми сосудами.

Идентификация праславян как венетов не упростила проблему славянского генезиса, а напротив, усложнила ее. Ведь под именем венетов в древности были известны племена, жившие в различных уголках Европы.

И тем не менее, труды Й. Шавли, равно как его единомышленников М. Бора и И. Томажича, не прошли даром. Они сорвали идеологическую завесу со старых антиславянских мифов, пробудили общественное мнение и расшевелили умы современных ученых. Книга «Венеты: наши давние предки» установила недостающие звенья и историческую преемственность между нынешними словенцами и их давними предками.

Для русского читателя исследование д-ра Шавли особенно ценно тем, что оно содержит широкий обзор научной литературы и археологических фактов, малоизвестных в России. Кто у нас читал Д. Жунковича, Л. Вербовчека, Х. Тума, Д. Трстеняка и их оппонентов Б. Графенауэра, Ф. Коса, Л. Гауптмана? В постсоветской России даже классические труды отечественных историков конца XIX — начала XX веков только начали переиздаваться. Что же тогда говорить о непереведенных западных авторах?

Мы не пытаемся идеализировать книгу Йожко Шавли, вышедшую в свет более десятилетия тому назад. Как и любая работа, она имеет свои недостатки. Например, заметна антиюгославская заданность исследования, его подчеркнутый регионализм. Литературный стиль экономиста, увлеченного археологией, порой суховат для избалованного читателя, а местами текст перегружен деталями. Строгую академичность, к счастью, скрашивают ценные иллюстрации и карты.

Фундаментальное исследование д-ра Шавли намного выиграло бы, если использовало достижения российской науки. Однако труды наших ученых упоминаются лишь вскользь с единственной ссылкой на книгу академика Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян» (М. 1981).

Незнание русского материала привело Шавли к некоторым неточностям. Так, при описании старинного крестьянского уклада он противопоставляет хуторской тип словенской деревни «вас» (vas) — русской общине и общеславянскому понятию «мир» (mir). Шавли пишет: «У южных и восточных славян нет выражения „vas“, они пользуются термином „selo“. Это обстоятельство является знаком другой общественной организации у этих народов». Данное утверждение с далеко идущими выводами фактически неверно. В северо-западной Руси, где, кстати, до прихода варягов, обитали «словене», были весьма распространены «грады и веси», что подтверждают как письменные, так и фольклорные источники.

Чтобы дополнить и уточнить в целом выдающийся труд словенских ученых, автор данного предисловия написал и опубликовал при содействии общества «Др. Франце Прешерн» исследование «Венеты: предки славян» (М., 2000). В нем наряду с популяризацией идей И. Шавли, М. Бора и И. Томажича, дан обзор русской классической и современной историографии по венетам, а также поставлен ряд новых проблем славяноведения. Если подвести общий итог данного исследования и суммировать все доступные автору факты, то можно реконструировать следующую хронологическую картину истории венетов:

До 1200 г. до н. э., условной даты Троянской войны. Энеты (enetoi), упоминаемые Гомером, а позже Страбоном и другими античными авторами, проживают в Троаде и Пафлагонии. Их родословная восходит к Дардану, Илу и Пилемену, в чем проявилась исконная связь западных областей Малой Азии с европейской Фракией и Иллирией.

1200 г. — VII в. до н. э. После падения Трои и Хеттского царства энеты, возглавляемые Антенором, переселяются сначала во Фракию, а затем на северное побережье Адриатики. Соплеменники Энея, главного героя «Энеиды» Вергилия и легендарного основателя Рима, колонизуют западную часть Апеннинского полуострова. Там возникает цивилизация этрусков, потомков пеласгов и тирренов. В это же время происходит миграция пафлагонских энетов в Урарту, частью которого было царство Ван.

VI в. — I в. до н. э. После падения династии Тарквиниев центр этрусков смещается на север, в район Этрурии. В адриатической Венеции, описанной многими авторами — от Геродота до Тацита, — в это время складывается союз городов с развитой торговлей и культурой. Венеты Адриатики осваивают наряду с другими так называемый «янтарный путь» из Балтийского моря в Средиземное, проходящий через Альпы, в частности, Норик.

I–IV в. н. э. Венеты проживают на широком пространстве: от Центральной Европы (свидетельства Плиния, Птолемея, Юлия Цезаря) до северо-западного побережья Балтийского моря, которое современники называют Венетским. К востоку от Дуная в этот период появляется племя антов, родственное, по мнению готского историка Иордана, западным венетам. Анты продвигаются от Южного Буга до среднего течения Днепра.

V–VI в. Захваченные общим движением варваров (аланов и гуннов) анты в союзе с племенами склавенов вторгаются в пределы Римской империи. Они покоряют Иллирию, северную Италию, захватывают Рим, что с подробностями описано у Прокопия Кесарийского и других византийских историков. Племя вандалов, родственное антам и вендам, но возглавляемое германскими вождями, уходит дальше на запад, проходит с войнами через Испанию и основывает в северной Африке Вандальское царство.

VII–IX в. Славяне, которых германцы и финны называют вендами или просто вене, создают на широких просторах Европы — от Альпийских лугов и всего течения Дуная до лесов и степей восточноевропейской равнины — свои города и княжества, легендарную «гардарику». Государственный союз хорутан, чехов, моравов и лужицких сорбов во главе с «венецианцем» Само (середина VII века) был славянским и распался под натиском германцев. Балтийские славяне во главе с варягом Рюриком утверждают свою власть в Новгородской и Киевской Руси, где жили словене, поляне, кривичи, вятичи и другие родственные им племена.

X–XII в. На южном побережье Балтики, где проживают поморы (померане), варии, руги и раны, развивается венетская цивилизация. Здесь существуют крупные религиозные центры (Аркона, Ретра) и процветают торговые города Старград, Волин (Винетта), Щецин, а весь регион известен как Виндланд. Поморские венеты ведут постоянные войны с германцами, но последние одерживают победу и разрушают славянские города.

XIII–XV в. В Центральной Европе утверждается господство германских князей, выступающих в союзе с католическим Римом. В то время, когда военно-монашеские ордена наступают с запада на Польшу, Пруссию и Литву, с востока русские княжества опустошают монголо-татары и кочевники. После падения Золотой орды и захвата турками-мусульманами православного Константинополя (Царьграда) начинается борьба за гегемонию в славянском мире.

С методологической точки зрения, нам удалось прояснить следующие важные моменты. Венеты изначально жили в Европе. В течение тысячелетий они неоднократно перемещались с одного места проживания в другое, сохраняя принцип родовой общины. Венеты были наследниками некоей древней цивилизации, возможно, Винчи, Аратты, легендарной Гипербореи, а также наследниками этрусков-пеласгов и ретийцев. В эпоху бронзового века они уже имели развитую религию, культуру и экономику. В ходе экспансии венеты основывали на периферии протославянского мира города-колонии (Трою, Рим, Венецию, Винетту). Тип колонизатора и носителя развитой культуры получил художественное развитие в образах таких героев, как Эней, Орфей, Садко, Вяйнемайнен.

Венеты — это не современные славяне, а наши далекие предки. Однако именно к ним в метаисторическом плане восходит прямая генеалогическая линия славян. Данное утверждение чрезвычайно важно, ибо из него вытекает вывод о том, что предки славян не были абстрактными «индоевропейцами», «евразийцами» или «арийцами». С антропологической точки зрения они были европеоидами, субъектами белой расы и носителями ее цивилизации. Более древняя общность могла существовать в V–VI тыс. до нашей эры, или раньше, но и в ней протославяне имели свое собственное лицо.

Разумеется, за тысячи лет наши предки неоднократно смешивались с соседними племенами и подвергались взаимовлиянию. Династические браки также предполагали соединение различных кровей. Возможно, под именем венетов в разные исторические эпохи выступали разные этносы. Однако это не означает, что они не были родственными, что у них не было преемственности. Ведь по сей день сохранилось не только имя венеты, но и многие характерные черты данной общности.


так же , тут - небольшой отрывок из этой же книги по английски ( вдруг кому пригодится) ; стр 70-75 :
https://books.google.nl/books?id=KOn0Xj ... &q&f=false
VENETI: FIRST BUILDERS OF EUROPEAN COMMUNITY is in English, published by Editiones Veneti, Vienna 1996; translated and printed in Canada, hardbound, 534 pages, 150 illustrations, index, USA and Australia 29.00 USD, Canada 34.00 CND. Postage included. Quantity discounts are available. For more information, or to order this important new publication write to:

Anton Škerbinc, Site 1, Box 17, R.R. 1, Boswell, B.C. VOB 1AO Canada
or Ivan Tomazic, Bennogasse 21, A -1080 Wien, Austria"

Re: Славянские древности

Добавлено: 27 июн 2018, 22:45
Gard
Далее.

Йожко Шавли

О ТЕОРИИ «ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ»

После того, как Эней Сильвий Пикколомини (1405–1464), ставший в 1458 г. папой Пием II, в своей книге «De Еurора», опубликованной в 1490 г., высказал предположение, что славяне пришли в Европу из Азии в период так называемого «переселения народов», эта мысль была заимствована венским историком Вольфгангом Лазиусом (ум. 1565). Будучи ярым сторонником пангерманской исторической концепции, Лазиус в книге «De genitium aliquot migrationibus», опубликованной в 1600 г. во Франкфурте, утверждал, что потомками Иафета, сына Ноя, который якобы вместе со своими семью сыновьями заселил необитаемую Европу, были германцы или тевтонцы.

В тот период в Польше, Чехии и Далмации писались книги, полемически направленные против зарождавшегося германского национализма. Авторы этих книг указывали на распространенность в прошлом по всей Европе славянского языка. Из словенских авторов здесь прежде всего необходимо назвать Адама Бохорича, который в своей грамматике (1584 г.) дал не только первое научное описание словенского языка, но и идентифицировал словенцев с венетами.

До Пикколомини никто ничего не знал о гипотетическом «переселении народов», и ни один писатель или хронист не сообщал, что славяне не жили постоянно на своей исконной территории. Ранние славянские хронисты считали славян автохтонным населением, например, русский летописец Нестор (ум. 1116), чешские хронисты Космос (ум. 1125), Далимил (ум. 1311), Пулкова (ум. 1380); польские хронисты Галл (ум. 1130), Кадлубек (ум. 1220) и Длугза (ум. 1460). Нет никаких доказательств в пользу того, что на территории обитания славян проживал какой-то иной этнос. Тем не менее, с этим мнением считались все, поскольку об этом некогда заявил сам папа Пий II (Пикколомини), у которого по причине войн и народных волнений в V и VI вв. не было четких представлений об этнографическом облике Европы.

Немецкие историки все решительнее настаивали на автохтонности немцев и своем историческом праве собственности на территорию центральной Европы. На рубеже XVIII и XIX вв. агрессивную германскую политику укрепляла еще и кельтомания. Кельты провозглашались германским этносом, а немецкий язык — древнейшим в мире, поскольку кельты якобы были потомками библейского Омира, сына Иафета.

Теория «переселения народов» окончательно оформилась во второй половине XIX в., во времена Бисмарка. Тогда Берлинский университет под руководством археолога Коссинны придал этой теории научную базу. Целью данной теории было показать, что историческое право владеть территорией Центральной Европы остается за тем, кто первым занял ее. В связи с этим немецкие специалисты (Вирхов, Коссинна, Фосс и др.) утверждали, что лужицкая культура не может быть славянской, обосновывая тем самым неполноценность культуры славян. Немецкие археологи не хотели признавать славянской и культуру погребальных урн. По их мнению собственно славянская материальная культура появляется лишь в IX–X вв., когда в обряде погребения мертвых под влиянием христианства стало преобладать трупоположение. Этой теорией они хотели показать, что славяне в Европе — всего лишь «незваные гости», и тем самым привить им чувство собственной неполноценности.

Против официальной версии Берлинского университета, согласно которой славяне пришли в Европу лишь в V и VI вв., решительно выступил Шембера. Он рассматривал теорию «переселения народов» как самую страшную ошибку в толковании древней истории Центральной Европы. Шемберу поддерживали другие историки и археологи, прежде всего русские (Попов, Уваров) и польские (Мацивьовский, Войцеховский). Шафарик и Суровицкий утверждали, что венеты, как балтийские, так и адриатические, были славянами, а данные сравнительного языкознания подтверждают, что они жили в Европе еще с доисторических времен.

Под тяжестью контраргументов немецкие историки вынуждены были переместить прародину славян на территорию Украины, на заболоченные берега Припяти. Нидерле позже перенес ее в поречье Вислы и Днепра. После Второй мировой войны Ян Чекановский расширил славянскую прародину до Одера и Ниссы. Эту гипотезу польские ученые обосновали с помощью данных антропологии, этнографии, археологии и языкознания, доказав тем самым, что славяне были прямыми наследниками лужицкой культуры. Это решало отчасти образом проблему славянства на севере, но в отношении южных территорий вопрос оставался открытым.
читать все тут : http://www.rulit.me/books/venety-nashi- ... 173-5.html

Re: Славянские древности

Добавлено: 18 июл 2018, 22:16
Gard
Gard писал(а):
Под тяжестью контраргументов немецкие историки вынуждены были переместить прародину славян на территорию Украины, на заболоченные берега Припяти.


вот и змагары тоже так считают. Вослед за готами и Балгайс Кривсом опять сажают наших предков - славян в припятские болота. :-|


наскопали всяких артефактов на селище, записали часть из них в готские, часть в раннеславянские и считай, почти что обьявили себя предками всех славян.
http://www.belta.by/society/view/ucheny ... 0737-2018/

сколько с ними не борись, все одно на болота их тянет. :-P

Re: Славянские древности

Добавлено: 01 авг 2018, 23:17
Gard
Специально для Наташи.

Она не раз и не два осторожно приближалась к теме происхождения Рюрика от династии Меровингов и к легитимности власти Рюриковичей именно благодаря их кровному ( пусть и дальнему) родству с царственными наследниками Христа на земле.

вот чего я нашел в Инете :
«Священная загадка» или священная тайна ?
http://www.metakultura.ru/vgora/metaist/mirove2.htm

текст сложный и несколько путанный, плюс предполагает знакомство с литературой малоизвестной у нас, потому прочтение требует времени .

но там есть несколько интересных моментов, истинность которых установить сложно, ибо все идет на уровне логики и веры авторам. А для затравки тебе - несколько цитат оттуда. :)
Вобщем, посмотри. Может найдешь в тексте кусочки мозаики в вопросе происхождения Рюрика...

В наших предыдущих работах нам неоднократно приходилось ссылаться на книгу трех англосаксонских авторов – Майкла Байджента, Ричарда Лея и Генри Линкольна. В английском варианте книга носит название: The Holy Blood and the Holy Grail («Святая Кровь и Святой Грааль»), во французском – L’Enigme Sacre («Священная загадака»). На русском языке она вышла в переводе с французского в 1993 г. под названием «Священная загадка» и в 1997 г. в переводе с английского под названием «Святая Кровь и Святой Грааль») 9 Michael Baigent, Richard Leigh, Henry Lincoln. L’Enigme Sacre. Paris 1982.The Holy Blood and the Holy Grail. London 1982. Священная загадка. СПб. 1993 пер. с фр. Ольги Фадиной. Святая Кровь и Святой Грааль пер с англ. В. Скобей Москва 1997 ).

А вот что пишут авторы «Священной загадки», основываясь, впрочем, на хрониках и преданиях (здесь им можно верить, ибо они пересказывают общеизвестные вещи):

«...их (Меровингов – В.К.) часто называли королями-«колдунами» или «чудотворцами», ибо они обладали, как говорит опять же легенда, чудесной силой исцелять только наложением рук, и, кисти, свисающие по бокам их одеяний, обладали такими же целительным свойствами. У них был дар ясновидения и экстрасенсорного общения с животными (простим нашим современникам столь пошлую терминологию! Речь на самом деле идет о первоначальном царском достоинстве первого Адама -- μεροις или μεροπες -- гласоимного -- это именование, разумеется, не случайно -- В.К.) и силами окружающей природы, и рассказывали, что на шее они носили магическое ожерелье <...> На их теле имелось родимое пятно, которое свидетельствовало об их священном происхождении и позволяло немедленно их узнать: красное пятно в виде креста было расположено либо на сердце – любопытное предвосхищение герба тамплиеров – либо между лопатками»[xix].

Сомнений здесь практически не остается. Последний Царь явится и последним представителем Истинного Царского рода, воплотившегося после пришествия Христа в линию франкский королей, а затем русских великих князей и царей. Этот царь, по преданию, входит в Царствующий град через Золотые ворота, построенные Императором Феодосием Великим (379-395). Церковный историк П.И.Савваитов в 1872 году писал:

«Ныне золотые ворота завалены вследствие народного предания, по которому этими воротами должны войти христиане для освобождение Царьграда и изгнания турок из Европы». И далее: «Ригион была городская пристань близ Золотых ворот, которые поэтому (Русиу, Рисиу, Ригиу) называли и Русийскими или Русскими <...> Руссийским или Русским назывался также восточный поворот колесниц на Ипподроме, где поставлено было на каменном основании медное изваяние какого-то необыкновенного животного вроде вола, но с коротким хвостом и без копыт, которое держало в зубах другое животное, покрытое чешуею (выделено нами; не есть ли это намек на того самого Китовраса или Bestia Neptuni quinotauri simili, которого якобы повстречала в волнах купающаяся королева? -- В.К.)[xx]. Все это вполне соответствует одному из имен «священной тайны», которые мы вынесли в заголовок нашего исследования – Русь Mipoвеева, Русь-Меровия.


интересный факт.
все розенкрейцеровское движение было основано на учении Джона Ди и от него исходило[lxxix]. Его считают алхимиком, однако легитимные представители этой науки в ХХ веке Фулканелли и Канселье не включают это имя в число своих предшественников и мастеров (хотя Канселье высоко отзывался о розенкрейцерах, подчеркивая, однако, что это ни в коем случае не организация [lxxx]).

Выражение, бытующее о Джоне Ди, -- «елизаветинский маг» – думается, более точно отражает суть деятельности этого человека, имевшего совершенно определенный геополитический аспект – объединение Европы от Гренландии до славянских стран под властью короны Тюдоров[lxxxi].
Прямых сведений, подтверждающих или опровергающих участие Джона Ди в деятельности Приората, не сохранилось, однако его Великий Магистр Исаак Ньютон во многом основывал свои малоизвестные историософские построения на идеях Ди[lxxxii].
Иоганн Валентино Андрея, подчеркивая свою преемственность от «елизаветинского мага», изображал «монаду иероглифическую» Джона Ди на всех своих посланиях и сочинениях.

[i]Но для нас особый интерес представляет следующее. В 1586 году Иоанн Грозный приглашал Джона Ди служить при своем дворе с огромным по тем временам окладом в 2000 фунтов. Джон Ди предложения не принял, однако сын его Артур по личному поручению короля Джеймся Тюдора служил придворным лекарем у царя Михаила Феодоровича Романова[lxxxiii]. Прелюбопытнейший факт.

Re: Славянские древности

Добавлено: 02 авг 2018, 10:11
tenant
Спасибо, Гард! Это Русь Мировеева Карпеца, я её уже давно читала. Не скрою, впечатление она на меня произвела, потому я и двигала те гипотезы о связи Рюриков с Меровингами. С учётом огромного количества различных "Русей" на территории от Балтики до Адриатики, должны были быть и разветвлённые и многочисленные связи между древними родами аристократии этих земель. Так что, вероятнее всего, непосредственной связи нет, а вот косвенных - сколько угодно.

Re: Славянские древности

Добавлено: 02 авг 2018, 21:50
Gard
А меж тем сегодня Перунов - Ильин день. Ну и день ВДВ заодно. :)

Названия дня

рус. Ильин день[16], День памяти Ильи-пророка[1], Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья немилостивый, Илья сердитый[17], Илья наделящий[18], Ильюшечка, Ильюшка[19], Ильинская, Купальня[20]; белор. Святая Ілля, Ілля-прарок[21], Ілля, Аля, Галляш[22]; укр. Iлля[23], Громове свято[17]; серб. св. Илија[24], Илиjа громовник[17], Илиндан[25]; болг. Св. Илия[26], Гръмовник, Гръмоломник, Гръмодол, Аталия ден[17], Свети Илия гърмовник[27]; польск. Święty Eliasz[28]; чеш. Svatý Eliáš[29].
Образ святого
Подробнее по этой теме см. Илия (пророк).
Изображение пророка Ильи, сходное с античными изображениями Аполлона
«Святы́й Илия Муромец». Русская икона конца XIX века.

Пророк Илья в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой»[30].

Согласно славянским народным легендам, опирающимся на книжную (библейскую, богомильскую) традицию, Илья был взят живым на небо[30]. До 33 лет Илья сидел сиднем и был исцелён и наделён огромной силой ходившим по земле Богом и Николаем Чудотворцем (ср. Богатырь), после чего был вознесён на небо (орлов.), ср. былинный сюжет об Илье Муромце[30]. Святой ездит по небу на огненной (золотой) колеснице[31]. По украинским поверьям, солнце — колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь — дорога, по которой ездит пророк, запряжённой огненными (белыми, крылатыми) конями (в.-слав.), или на белом коне (болг.), отчего и происходит гром. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает (орлов.). Сила Ильи-громовержца столь велика, что её приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи камень в 40 десятин (орлов.), сковал ему одну руку и ногу (карпат.); сестра Ильи Огненная Мария скрывает от него день его праздника, иначе он от радости побьёт молниями весь свет (серб.); у св. Ильи есть только левая рука; если бы он имел обе руки, то перебил бы всех дьяволов на земле (банатские геры). Перед концом света Илья спустится на землю и три раза объедет свет, предупреждая о Страшном Суде (орлов.); явится на землю умирать или примет мученическую смерть через отсечение головы на шкуре огромного вола, который пасётся на семи горах и выпивает семь рек воды; пролившаяся при этом кровь пророка сожжёт землю (карпат.). По легенде из Галиции, конец света наступит, когда Илья «так впалит громами, що земля росипитси i спалитси»; ср. русский духовный стих «О Страшном Суде», в вариантах которого святой выступает в роли исполнителя воли Господа, карающего грешный человеческий род[30].

У русских нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй-пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян связь Ильи Муромца с Киевом и князем Владимиром вовсе отсутствует[32].
Традиции дня

Ильин день — один из крупнейших и особо почитаемых общерусских народных праздников[33]. В отличие от многих других крупных праздников, в Ильин день не совершалось сколь бы то ни было значительных обрядов; в то же время к нему приурочено множество верований, мифологических представлений, календарных и хозяйственных примет, запретов и т. п.[34]

Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна — особое значение придавалось четвергу и пятнице на неделе, предваряющей праздник[35][36] перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях[37] пекли обрядовое печенье, или с Мари́ны лазо́ревой, когда переставали заниматься полевыми работами. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа, так как считалось что она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.

Одним из наиболее заметных событий дня была братчина, или «мольба» — коллективная трапеза, объединявшая жителей соседних сёл и связанная с жертвенным закланием животного «Илье»[38]. Основными организаторами и участниками братчины выступали мужчины[39]. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодёжи: играми, хороводами, песнями и плясками[39].

Ильин день считался календарной границей лета («Илья лето кончает»[40]), когда в природе появлялись первые признаки осени и изменение в поведение зверей и птиц, меняется погода: «До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает». Болгары в Страндже говорили, что в этот день Илья надевает первый из своих 7 кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето а после обеда осень»[17].

Считалось, что в ночь на Илью бывает «воробьиная» или «рябиновая» ночь, когда всю ночь сверкают молнии и раздаются оглушительные раскаты грома, а испуганные птицы мечутся и натыкаются на разные предметы[41].

В народном календаре отмечали не только день Ильи, но Ильинскую пятницу. В Вологодской губернии большое значение отводили также четвергу на Ильинской неделе, который называли «баским», то есть красивым, и отмечали приготовлением особого обрядового пирога с саламатой[42].

В славянской народной традиции Илья — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой»[30]. У славян считалось что в день Ильи вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел святого, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, волков, кошек, собак и др.[3]

Н. Веселовский, указывает о схожести греческих обычаев дня Ильи-пророка («Ильи Громовника») и германо-славянских обычаев Иванова дня[43].
кстати , пару слов о схожести :
Одним из наиболее заметных событий дня была братчина, или «мольба» — коллективная трапеза, объединявшая жителей соседних сёл и связанная с жертвенным закланием животного


по шведски время еды /трапезы называется мольтид ( måltid) , перекус - мелланмоль (mellanmål) , главное блюдо обеда/ужина или угощение во время праздников - это хювюдмоль ( huvudmål )
у норгов письменный ( официальный ) язык - это букмоль ( bokmål ) , от 2х корней -"книга" ( bok ) и "моль (ба)" ( mål )
А так же :
«Они считают, что один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды»
(Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами)). http://www.rummuseum.ru/lib_p/prkp3goty14.php

Re: Славянские древности

Добавлено: 03 авг 2018, 11:52
Gard
Талант сам по себе рассматривался нашими предками как вид особой магии. На Руси считали, что человек, овладевший всеми секретами какого-либо мастерства, однозначно знается с чертями. Талантливыми признавали не только людей искусства, но и гончаров, печников, плотников. Например, самый лучший кузнец в округе, чья искусная работа удивляет коллег, разумеется, получил свои умения мистическим способом – от сверхъестественных созданий. И обязательно расплатился с ними, отдав что-то важное: палец, глаз или даже собственного ребенка.

Из поколения в поколение (часто таинственным шепотом) передавались рассказы о мельниках, которым в работе помогают черти. Дескать, кто-то знакомый точно видел, как нехитрый механизм мельницы запускался сам собой, и невидимые обычному человеку существа начинали перерабатывать зерно в муку. Или пьяный мельник сам вроде бы сболтнул какому-то знакомому, что черти заставляют его работать. И он по ночам мелет зерно в муку для рогатых.

Искусных гончаров, чья деятельность связана сразу с тремя стихиями – огнем, водой и землей, наши предки, вообще, считали сродни колдунам. Люди не сомневались, что гончар мог вызвать град или, напротив, предотвратить это стихийное бедствие. Воровать глиняные горшки никто не решался, поскольку в народе поговаривали о способности мастера распознать похитившего и сурово наказать, пригвоздив к месту. Якобы, вор почему-то не сможет сдвинуться, пока гончар его сам не отпустит.

Еще один профессионал, у которого ни в коем случае нельзя ничего красть, это пасечник. Потому что пчеловод может наслать на недобросовестного человека, похитившего мед, серьезную болезнь или даже смерть. Как полагали на Руси, пасечник обладает сверхъестественной способностью – он управляет пчелами с помощью некой магии, которая известна только ему одному. Например, этот знающий человек способен приманить на свою пасеку чужой рой.

У пастухов тоже есть свои секреты, они могут заговорить стадо, обезопасив коров от нападения волков и других случайностей.

К числу профессионалов, отмеченных мистической силой, относили и строителей. В народе поговаривали, что если мало заплатить плотнику или печнику, то он сделает строящийся дом непригодным для проживания. Заложив в угол здания какую-нибудь нехорошую вещь, а также прошептав слова, одному ему ведомые, мастер якобы может «поселить» в доме черта, который будет отравлять жизнь хозяевам.

А чего стоит поверье, что новую церковь или здание ставят «на чью-то голову». Речь идет о жертвоприношении, без которого дом не будет крепким и долговечным. В фундамент строящегося здания мастера якобы обязательно замуровывают какое-либо живое существо, обычно кота или ворону, но могут и человека.


вот так вот.
всегда платите печникам и строителям вовремя и без обмана.
единственно - поверье верно только для русских как заказчиков, так и исполнителей, ибо тут оба партнера пребывают в одной матрице. в остальных случаях - как договоритесь с чертями. zzz_008.gif

и еще :
Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

Дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя.
Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка.

В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

Окно

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Re: Славянские древности

Добавлено: 19 авг 2018, 23:00
Gard
слово «врач» восходит к старославянскому «врать, ворожить » — «говорить»: заговоры и заклинания испокон веку у всех народов были обязательным, а то и единственным методом лечения.

Внушение и самовнушение помогают вылечить не только неврозы и более серьезные болезни из раздела «нервные и психические», но и такие, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к душевному состоянию. Никаких чудес: чуть ли не половина всех телесных хворей являются полностью или частично психосоматическими, а многие органические болезни, особенно тяжелые, приводят к депрессии. Внушением можно разорвать порочный круг поддерживающих и усиливающих друг друга болезненных состояний тела и души

Re: Славянские древности

Добавлено: 24 авг 2018, 12:50
ursus
Crivitz is a town in the Ludwigslust-Parchim district, in Mecklenburg-Western Pomerania, Germany. It is situated 18 km east of Schwerin. The founder of the town Crivitz, Wisconsin named it after his hometown Crivitz. It has a friendship link with Seaford, East Sussex.[2] The lake Barniner See is located nearby.

Re: Славянские древности

Добавлено: 24 авг 2018, 17:57
Gard
Гы. Где там Кривс Балгайс сегодня ? все по припятским болотам корни ищет ? :))

Re: Славянские древности

Добавлено: 24 авг 2018, 20:55
ursus
Пскопские наши. Помнишь, выкладывали псковско-немецкие фамилии. А тут прямо и родовое наименование. Ну, а криевс по латышски - русский, для тех кто не знает.
А по эстонски - vene(д)

Re: Славянские древности

Добавлено: 25 авг 2018, 08:54
Gard
Добавлю про кривичей для тех читателей кто не был тут сначала и не особо следил за темой вообще.

Ага . Именно - псковские и смоленские. Но это как бы чуть позже.
По кривичам ( кривсам, по латышски, да? ) есть сегодня достаточно много собранного материала. Кривичи считаются самым ранним , самым обширным и самым сильным соединением славянских племён , ставшим основой русскому народу. Из кривических говоров ( а их была тьма) сложился древнерусский язык.

Авторов на эту тему полно. Седов вот пишет о ранней истории кривичей возводя её к пшеворской культуре так называемого " времени латинян", то есть до Великого переселения народов, 2000 лет тому назад а то и более.
Так вот , Пшеворская культура, согласно Седову , локализуется сначала на Эльбе , а потом начинает интенсивно распространятся , делясь и регионально видоизменяясь на восток. ( в книге по ссылке есть карты и пр)
http://www.historylib.org/historybooks/ ... a-slavyan/
http://www.historylib.org/historybooks/ ... dovanie/10
По ссылкам , в колонке слева - перечислен ряд книг по истории древних славян. Многие из них достойны вашего внимания.

Re: Славянские древности

Добавлено: 26 авг 2018, 09:24
Gard
что делает человеческую историю живой ? Вот все эти Саги, Сказы , Былины, Махабхараты , Одисеи и Илиады ... Почему одни из них живы , а другие уходят в раздел " культурных памятников"?

Мы ненапрямую задавались подобным вопросом тут на ветке и выяснили что пока была жива Устная Традиция - все эти творения были живы , но с замещением Устной Традиции на письменную, все они потихоньку стали умирать, костенеть, становиться все менее и менее понятными.
Ну как героический эпос Махабхарата. Без исследователей типа Жарниковой мы бы никогда не смогли бы даже близко ассоциировать описанное в ней с реалом. Ан нет.

Грозные эпические битвы таки были и скорей всего произходили они не в Индии, а на территории Русской Равнины или на просторах прикаспийских степей..
В Индию память о них пришла с потомками этих битв в виде былин и жила с ними, пока сами носители и аудитория были живы.
Пока они держали живой Память в самоих себе. Пока для каждого из них эти былины были реальными событиями происходившими с их предками/ родом/племенем.

Но ... Проходили века, арии как основная масса колонистов исчезали, уходили, перерождались, консервируя Древнее Знание в среде философов,жрецов и жриц .
Консервируя его в " мертвых буквах". Превращая живую Память в Памятник.

Тоже случилось с сагами, сказами и былинами с наступлением индустриальной революции и распространением типографического дела.

Так что же делает Истоию живой ? Живая человеческая Память.
другими словами - " Наши Боги и предки живы пока жива память о них" . Мы их делаем живыми, никто иной.

Вот примерно об этом и говорит Александра Баркова в своей лекции о русских былинах . https://m.youtube.com/watch?v=pgGaEIjGi40

Просто её лекция напомнила мне ещё раз о том - почему я считаю наши " живые исследования" этого форума важными.

Re: Славянские древности

Добавлено: 03 окт 2018, 22:41
Gard
Это рассказ от одной русской девушки - археолога , проживающией в Финляндии и ведущей свой довольно интересный блог по истории. Этот ее конкретный рассказ повествует про Густава Вазу и его трех сыновей.

там нашелся отрывок, ранее мне неизвестный и возможно проливающий свет на предпосылки Ливонской войны .

У шведского короля Густава Вазы было три сына – впоследствии также шведские короли (и еще три, которые так и не стали королями, поэтому мы не будем о них вспоминать).

И вот, пока средний из них, Юхан, был принцем, завел он себе зазнобу из служанок. Да так ее полюбил, что нажил с ней впоследствии четырех детей. А когда получил Финляндию как наследное герцогство, взял ее с собой в королевский замок Або. И все у них было хорошо, пока не пришло время королевскому наследнику жениться. Не властны короли над своими чувствами, увы. Выдал он свою Карин замуж за какого-то камер-юнкера и отправил сватов в Польшу. (В Польшу, Карл!!!) В общем, Ливония не одобряэ, и брат Эрик тоже.

Поэтому Юхан вместе с новой женой Катариной Ягеллонкой (предмет вожделения Ивана Грозного, стоивший, по мнению Сигизмунда, Пскова, Новгорода и Смоленска вместе взятых) снова отправился в свой замок Або, а затем в другой – Грипсхольм, теперь уже на правах узника – за измену родине. Случилось это в 1563 году: Юхану было 26, а Эрику – 30.

Иван Грозный так расстроился от этой вести, что, несмотря на уже заключенный брак с Марией Темрюковной, забросал Эрика и Катарину письмами, в которых просил у короля освобождения прекрасной полячки, а у последней – руки и сердца.
Кстати, Юхану он тоже слал цидульки, но я не помню, о чем. Причем Эрик чуть было не согласился, а верная Катарина держалась до последнего, производя каждые два года на свет потомство Юхана.

Крыша Эрика эти годы натурально медленно дрейфовала в сторону безумия. Однако Юхан, как любящий брат, дождался восстановления статус кво в голове Эрика и уж затем сверг его, на всякий случай. И в замке Або стал сидеть уже бывший шведский король Эрик XIV (правда, всего год из семи отсиженных до смерти). И теперь уже жена Эрика (которую, – вот совпадение! – звали Карин) разделила с ним заключение, пока злой Юхан не разлучил их.

Про жён третьего брата – Карла – ничего романтичного не известно. Просто жёны.

P.S. А одна из дочерей Карин и Юхана вышла замуж за того самого Делагарди, который ходил к нам с финскими рейтарами.
https://ulli-u.livejournal.com/tag/Скандинавия

Девушка пишет легким языком с большим количеством фактов , так что сам бложик посмотрите, интересно. Тут например подборка про Древний Рим: https://ulli-u.livejournal.com/tag/Древний%20Рим и статья - разговор про римские методы удешевления строительства и отделки https://ulli-u.livejournal.com/282890.html

Re: Славянские древности

Добавлено: 05 окт 2018, 17:18
Gard
Спецом вешаю новость тут, в Славянских, хоть рассказ идет о найденом в Швеции древнем мече.

https://www.thelocal.se/20181004/eight- ... -from-lake

кратко по русски , как нашли и где ; https://www.bbc.com/russian/news-45757846

дело в том что меч датируют чуть ли ни 3-им веком нашей эры, в худшем случае 5-ым. То есть этот меч был выкован не просто во времена Вендов на скандинаском полуострове ( " Вендская эпоха " согласно собственной археологической градации времен в Швеции длилась с 4го по 8-9 века нэ , а потом пошла " эпоха викингов "- 8-12-13 века ) , а возможно и раньше .
Это возможно даже эпоха легендарных " Инглингов", что правили полуостровом и частью Дании. К которым кстати когда то и обратились донбасские беженцы во главе с Одином о предоставлении им ВНЖ на Готланде :)

А теперь посмотрите на фотки меча и особенно на рукоять и найдите 10 отличий от русских или европейских мечей марки " Ульфберт" ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 1%82%D0%B0 ) . :evil:

Понятно замешательство и интерес археологов ка находке. Если 1500 лет - датировка меча останется в силе , то европейскую историю придется подрихтовывать опять.

Re: Славянские древности

Добавлено: 05 окт 2018, 19:39
ursus
Отличная находка. Она полностью вписывается в нашу историческую легенду. А историки пусть свою рихтуют.

Re: Славянские древности

Добавлено: 14 окт 2018, 17:00
Gard
Проезжал тут мимо одной заброшенной мельницы в Сконе ( южная Швеция) и она мне напомнила голову великана вросшего в землю из "Руслана и Людмилы " Пушкина.

Сфоткать не успел , но нашёл похожую в Инете. Только действующую . Изображение

Представьте себе такую же только без лопастей и " вросшую" в землю почти наполовину башни . Получается Руслан как и Дон Кихот сражался если не с ветряной мельницей, то с отождествлением Бога ветров и перемен . То есть , ну за Стабильность он был , ретроград, короче . :)
Таких " великанов" , тут , в Дании и в некоторых областях севера Германии " до фига и больше. :)
но я никогда не видел подобных в России. Странно , правда? Может я не там смотрел.