Урсус!
Итак, логика.
Давайте включим логику для того чтобы разобраться с тем что : правда ли это был какой то центр цивилизации ? и для кого?
Есть предположение у классиков, что успехи в развитии земледелия привели к стабильному, калорийному питанию населения, создали почву для расслоения общества, к повсеместному росту численности населения, некоторые группы которого были вынуждены прятаться за стенами городов от голодных толп соседей. В этой, казалось бы, логичной последовательности кроется ошибка многих исследователей, которые переносят современное видение в далекое прошлое.
О каких успехах земледелия можно говорить, когда даже в XIX веке русское село не могло прокормить себя и жило впроголодь, когда при наличии тягловых сил (лошадей, быков), инвентаря из стали, определенной сложившейся веками агрокультуры собирали урожаи не более 10 центнеров с гектара.
Такие же результаты были и у скандинавских сельских тружеников, и миллионы их были вынуждены иммигрировать в разные страны. Это сейчас там собирают по 60 центнеров с гектара, а сто пятьдесят лет назад картина в Европе была совершенно иной.
Производительность крестьянского труда была таковой, что излишками их продукции можно было прокормить дополнительно лишь десять - двадцать процентов населения.
В начале XX века в России в городе жило лишь 20% населения, остальные были крестьяне.
И
наши современные достижения мы переносим на первых, неумелых земледельцев с каменными орудиями труда, обрабатывавших поля без тягловой силы. А засухи, а дожди, а неурожаи?
В XII веке в разросшихся городах Северной Руси из-за непогоды булгары прекратили поставлять зерно, и от голода умирали тысячи людей. Население Смоленска, Новгорода сократилось более чем на треть.
Как показывает современная практика, только при доскональном знании предмета (земледелия), особенностей природных условий района, при правильном селекционном отборе и использовании удобрений, земледельцы могут добиться результатов.
Я бы предложил любому сомневающемуся провести эксперимент у себя на участке: купить зерна и посеять, используя крупицы знаний, почерпнутые из школы, институтов, газет, кино и телевидения. Уверен, что даже при первом урожае вы соберете меньше зерна, чем посеяли. А вы хотите, чтобы охотник каменного века умудрился прокормить кроме себя и семьи еще сотни мастеров и ремесленников.
Как видим из описания, в городе трудились кроме земледельцев, пастухи, каменщики, шахтеры, металлурги, кузнецы, резчики по дереву и камню, мастера-ремесленники, изготовлявшие изделия из глины, обсидиана, диорита, красильщики, ткачи и художники.
А кто-то еще должен был воспитывать и обучать детей, кто-то - следить за порядком, кто-то – приводить в исполнение приговоры. И всех их надо было кормить.
Теоретически рассчитывается, что для правильного ведения хозяйства следует собирать зерна по 1 тонне на человека (для выпечки хлеба, изготовления мучных изделий, для кормления скота и для создания семенного фонда на следующий год).
Предположим, что собирали чаталхююкцы в два раза меньше (было мало скота) по 500 кг (5 центнеров) на человека. Если считать, что чаталхююкцы собирали столько же зерна с гектара, как в России в начале XX века, по 10 центнеров, то приходим к заключению, что земледельцам надо было обрабатывать площади порядка 5Х5000:10 = 2500 гектаров.
Не надо забывать, что приходилось бороновать, сеять, жать и транспортировать к сладам зерно без повозок, лошадей и быков. Таких результатов можно было добиться при производительности равной европейской в 50-х годов прошлого века, которые они достигли с помощью тракторов, минеральных удобрений и механической техники.
Город просуществовал полторы тысячи лет, и за это время должны были возникнуть проблемы с истощением земли, засолением почвы, заиливанием ирригационных каналов, (без них в такой жаре земледелием на больших площадях заниматься вообще невозможно).
При современном уровне развития земледелия все эти проблемы начинают сказываться на урожае через десяток лет, а тут речь идет о годах более тысячи.
Чаталхююкцы, оказываются, знали больше наших ученых и легко справлялись с этими напастями.
В советское время поля, где выращивался хлопчатник, превратились в солончаки, а реки Сырдарья и Амударья перестали достигать Аральского моря. И это за два десятка лет. А чаталхююкцы пользовались каналами сотни лет. Разве это не говорит об уровне технологии землепользования?
В первых трех слоях встречаются кости диких животных, то есть , охотники снабжали население мясом. Сколько было этих охотников, и какое количество животных они могли убить в этих холмистых, покрытых лесом районах в год?
Предположим, что каждому жителю доставалось в среднем 40 кг мяса в год, (120 грамм в день) как сегодня в России, или 60-80 кг веса доубойного животного.
В городе жило 2-6 тысяч человек. Чтобы прокормить мясом, выдавая 120 грамм в день, надо было убить в год животных весом 4.000 человек х 70 кг = 280.000 кг. Вес оленя от 100 до 300 кг, быка 500 кг. Значит, надо было убивать 560 быков (почти по 2 быка в день) или 1000 оленей в год. Цифры невероятные. Реально, их охотничьи трофеи были скромнее, а мясо было редким явлением в рационе чаталхююкцев, только на праздники. И если принять во внимание, что первые урожаи были невысоким, то картина жизни в городе становится нерадостной, видимо горожане голодали.
Позже появились домашние животные: козы и, возможно, крупный рогатый скот. И опять используем предыдущие расчеты, только внесем коррекции: вес козы – козла 40 – 70 кг. Получается, чтобы обеспечивать мясом козы каждого жителя в среднем по 120 грамм в день, нужно было иметь стадо в 5.000 коз. Естественно, что их было, наверное, не более сотни, а мясо козы, молоко и сыр доставались только особым людям или детям.
В последних слоях появились изделия, выплавленные из меди и ткани, как определили эксперты, изо льна. Из этого следует, что часть жителей города была обучена новым профессиям, и они стали рудокопами, шахтерами, металлургами, кто-то выращивал лен и его обрабатывал, кто-то изготовлял пряжу, а затем на станке - ткани.
Шкур животных на всех не хватало, чтобы люди не замерзали, шили простую одежду на четыре-пять тысяч человек. Специалисты могут сказать, сколько требовалось вырастить льна, сколько пряжи, сколько выработать ткани, чтобы из неё сшить по комплекту одежды на каждого человека.
А мы с вами должны учесть, что серпы с микролитическими вставками, первые прялки и ткацкие станки значительно уступали по производительности поздним образцам, и для исполнения такого заказа требовалось в разы большее число работников.
И снова вопрос: откуда появились в поздних слоях свободные руки, на каком из производственных секторов города повысилась эффективность, позволившая сократить число занятых?
Город, даже если количество его жителей не более 2 тысяч человек, должен решить проблему доставки и вывоза грузов. Любой вид деятельности требует определенные объемы материалов для производства и одновременно необходимо каким-то образом избавляться от отходов, шлаков и мусора.
Археологам не удалось обнаружить ни останков костей домашних животных, которых можно было бы использовать для перевозки груза: ослов, лошадей, верблюдов, буйволов, ни транспортных средств: колясок, телег (колесо в Чатал Гуюке еще отсутствовало, как понятие !!), саней и лодок. Как эти огромные количества, тонны кирпича при строительстве стен переносились с места разработки глиняных карьеров к городу, как доставлялась с полей сельхозпродукция, как переносились из леса дрова?
В более поздние времена, когда появились лошади, телеги, лодки, проблем транспортировки грузов для малочисленных населенных пунктов не было. Более того, в поселках, деревнях каждый дом сам находил средства для перевозки необходимого для хозяйства груза.
Можно вообразить, что жители Чатал-Хююка выстраивались в линию и по цепочке передавали из рук в руки кирпичи, мешки с зерном, поленья дров. Однако, как мы посчитали, для выноса зерна с полей нужно было выстраивать цепочки в несколько километров.
При таком небольшом количестве населения такое решение проблемы становится абсурдным, так как городу нужно было обеспечивать себя не только одно зерном.
Но все же, город существовал, в нем бурно кипела жизнь, каждый занимался своим делом, и проблемы транспорта не существовало, она как-то решалась, более того доставлялись грузы с побережья Средиземного моря и из предгорий современной Сирии.