Организация внутреннего кольца блокады
В свете наличия у Китая комплекса A2/AD, США организуют внутреннее кольцо блокады как непроходимую закрытую зону у китайского побережья(27). В отличии от конвенциональной блокады, закрытая зона не полудоступная, и не нацеленная на выведения из строя или конфискацию кораблей. Вместо этого, закрытая зона – это участок, объявленный запрещённым для коммерческих кораблей, что при любых проникновениях карается огнём. В канве американской блокады, США должны будут установить закрытую зону так близко от побережья Китая, как это только возможно, чтобы избежать нанесения вреда нейтральным судам. Однако если они всё же попадут в закрытую зону, они будут немедленно потоплены(28).
Соединённые Штаты будут контролировать закрытую зону с помощью торпедных подлодок, дальней авиации и мин, так как именно эти средства могут действовать без опаски быть поражёнными китайским комплексом A2/AD. Подлодки могут успешно действовать для поражения кораблей, учитывая тот факт, что Китай остаётся относительно слабым в деле противодействия подводным лодкам(29). Традиционно Китай недостаточно развивал многоуровневую систему борьбы с подлодками, и эта его слабость будет ещё более усилена характером среды, в которой будет действовать внутреннее кольцо блокады: мелкие воды у побережья Китая затрудняют работу сонаров – первичных датчиков, используемых для борьбы с подлодками – выявлять подлодки. Вывод – «способности Китая закрыть доступ американским атомным торпедным подлодкам (SSN) и атомным подлодкам с управляемыми торпедами (SSGN) очень ограничены и на текущий момент американские субмарины могут свободно действовать в китайских береговых водах»(30). Воздушное пространство, очевидно, будет более состязательным. Однако американцы могли бы использовать смешанную тактику стелс-, удалённых и кибер- возможностей, чтобы проникать в воздушное пространство ближних морей, поражать цели и затем покидать зону перед тем, как китайские войска ПВО смогут ответить.
Чтобы сформировать закрытую зону, подводные лодки будут сосредоточены близ берегов и главных портов Китая, чтобы работать вместе с авиацией, размещённой на периферии ближних к Китаю морей. США и Япония имеют разом 71 торпедную подлодку; если 1/3 будет стоять внутри внутреннего кольца – и если две страны не ускоряют постройку новых субмарин, как это всегда было в предверии или во время больших войн – тогда каждая подлодка будет контролировать, грубо говоря, не более чем стомильный периметр океана(31). Если торговый корабль вторгнется в пределы закрытой зоны, США или дадут наводку своей дальней авиации или ближайшей патрулирующей подлодке.
В идеальных условиях, подлодки и авиация не будут иметь много хлопот при работе на своих боевых участках, так как они будут пользоваться поддержкой обширных каналов американской разведки, рекогносцировки и слежения. В контексте региональной войны, тем не менее, Китай постарается ослепить эти каналы. В результате, данные о целях могут поступать в дальнюю авиацию и подлодки со сбоями, и последние будут вынуждены полагаться на свои собственные сонары. Хотя американские силы смогут создать эффективную закрытую зону, её контроль может оказаться неполным.
Однако и при неидеальном контроле за закрытой зоной, она поможет достичь целей блокады, так как суть кампании будет зиждеться на сдерживании, а не на силе. Если бы Штаты поставили себе задачу силовым методом нейтрализовать морскую торговлю Китая путём уничтожения торговых суден, то они были бы очень разочарованы – ведь более 200 суден заходят и покидают китайские порты ежедневно и штатовская флотилия быстро истратила бы свой боезапас в попытке потопить их всех(32). Однако нам представляется, что на практике после привселюдного потопления нескольких коммерческих суден, желающих нарушать границы закрытой зоны быстро поубавилось бы.
Использование мин вблизи от китайских гаваней здорово помогло блокаде – десять крупнейших портов континентального Китая обеспечивают оборот 80% контейнеров в стране(33). США могли бы разместить умные мины, которые запрограммированы на уничтожение всех проходящих мимо коммерческих суден. Размещать мины могли бы либо подлодки — но довольно медленно — либо самолёты, путём разбрасывания — что намного быстрее и легче (однако и более опасно, если будут применяться борты, не оборудованные технологиями «стелс»)(34). Китайцы, естественно, попытаются расчистить минные поля разными способами и США нужно будет препятствовать таким усилиям и постоянно восполнять потери мин.(35)
При всех достоинствах мин, остаётся неясным имеются ли у США достаточные их количества и средства доставки, чтобы устанавливать и пополнять минные поля продолжительное время. Этот вопрос рассматривается более детально ниже.
Однако вышеперечисленное – средства, которые хороши для уничтожения всех подозрительных суден. Без надводного флота проводить дифференциацию, осмотры или конфискации суден невозможно. Однако именно наличие у КНР комплекса A2/AD лишает США возможности действовать в рамках конвенций, применяя надводный флот для целей более разграничивающей и мирной нейтрализации.
Организация внешнего кольца блокады
При выборе локации для внешнего кольца блокады следует учитывать два фактора: удобное географическое расположение и неудобное для комплекса A2/AD. Эти два элемента совпадают на окраинах ближних морей Китая, где США и следует разбивать селективно-доступный периметр контрольных точек.(38)
Для гарантирования того, что их периметр покрывает весь морской трафик, США должны будут учесть множество ключевых проходных маршрутов в юго-восточной и восточной Азии, которые должны будут быть заблокированы или закрыты наглухо.(39) Самый важный из проходных маршрутов – это Малаккский пролив — морской коридор, через который перемещается большая часть торговли, в частности китайской. Вашингтон столкнётся с глубоким и долговременным возмущением при закрытии проливов, поэтому лучше разместить там свой первичный чекпойнт. В придачу к проливам, США должны учесть некоторые альтернативные морские пути, которыми могут воспользоваться китайские суда, включая пролив Зунда, пролив Ломбок, вокруг берегов Австралии и через Тихий океан. Эти проходные пути будут или заблокированы похожим способом как и Малаккский пролив, или они будут закрыты для международной торговли полностью.
На контрольных точках внешнего кольца США должны установить и наладить жёсткий режим инспектирования. Чтобы легче определять конечный пункт назначения проходящих торговых суден, американцы будут подниматься на борт и вручную изучать их коносаменты, документы, которые обычно содержат такие данные. Немудрено, что такая работа очень трудоёмкая, учитывая дневное количество транспорта.(40) Для разрешения этой трудности, США внедрят новый инспекционный режим; например, группа авторов предлагает внедрение обязательной системы удалённого подтверждения коносаментов.(41) Вдобавок США могут ввести разделение суден на разные группы для упрощения процедуры – суда, которые не подозреваются в нарушении блокады (к примеру, американские и суда союзников) пропускаются с минимальной проверкой.
В начальный период блокады американцы смогут конфисковать большое количество суден, направляющихся, находящихся в собственности или зарегистрированных в Китае. Конфискованные суда нужно будет отбуксировать или направить на карантин, откуда выставить его и его груз на аукцион. Однако по мере устаканивания блокады, китайцы проинструктируют свои суда держаться подальше от азиатско-тихоокеанского региона, а транспортные компании перестанут отправлять туда свои суда в страхе их потерять.
Кроме инспектирования судов, США установят новую региональную систему морского транспорта. Для этого они скопируют Британскую систему Навигационной Сертификации (navicert), успешно зарекомендовавшую себя в двух мировых войнах.(42) Соответствующие представители Соединённого королевства досматривали грузы до момента отправки. После досмотра при отсутствии замечаний капитану выдавался сертификат, в котором был указан пункт назначения и который гарантировал безопасность при проходе через блокаду. Отсутствие сертификата при нахождении судна в районе осуществления блокады давало повод для его конфискации. Действовала данная система в Северной Европе.
Введение в действие подобной системы в разы повысит эффективность действий США.(43) Однако в современных условиях сертификат будет выдаваться в электронной форме. По сути, navicert будет коммерческим паспортом, содержащим данные о прошлых и будущих плаваниях. США заставят все суда в регионе регулярно отчитываться о местонахождении, изменениях курса, перепродажах груза, что будет обновляться в navicert´е. Кроме navicert´а, американцы будут размещать специальные маячки на каждый борт, чтобы всегда иметь данные о нахождении суден.(44)
В сочетании с данными разведки, рекогносцировки и слежения США (ISR), восточно-азиатский navicert будет снабжать США довольно точной информацией и позициях и траекториях всех коммерческих суден в регионе. (45)
Чтобы сделать систему navicert принудительной, США будут мирно заграждать путь всем кораблям на внешнем кольце, которые будут упорствовать в присоединении к системе. Мореплаватели будут сперва возмущаться, однако торговля будет продолжаться в Восточной Азии и без Китая.
Политические выгоды
На первый взгляд, принудительная система navicert в Восточной Азии может показаться неприменимой по дипломатическим соображениям. На самом деле, она будет продумана как обоюдовыгодная сделка: США получают информацию о региональном морском трафике, а взамен снижается риск нанесения вреда нейтральным судам.
Принимая во внимание пространственную карту navicert, торговым судам будет тяжело торговать с Китаем без получения государственной поддержки в деле обмана системы navicert, что уменьшит негативные политические последствия для внутреннего кольца блокады в двух отношениях.
Во-первых, будет меньше торговых судов, которые будут готовы тратить ресурсы на преодоление блокады, что уменьшит количество случаев, когда США будут вынуждены потопить судно и вызвать дипломатический скандал.
Во-вторых, те, кто всё же попытаются нарушить блокаду, смогут надеяться на шанс только при наличии помощи государства, то ли китайского, то ли своего собственного. Если китайского, то их активное сотрудничество с китайским режимом изолирует их от собственного государства политически и даст Америке прекрасную возможность для вмешательства. Если, с другой стороны, их собственное государство стоит у них за спиной в деле обхода navicert, то Штатам нужно будет просто-напросто согласиться с тем, что упорная оппозиция того государства является незыблемой и непоколебимой.
В общем, в то время как внешнее кольцо блокады не будет являться оперативным необходимым условием военного успеха всей блокады, оно тем не менее будет стратегически решающим, во многом благодаря тому, что оно смягчит политические последствия, которые проистекут из-за недискриминационной политики летальной нейтрализации во внутреннем кольце блокады. Внешнее кольцо уменьшит число случайных потоплений – особенно судов с гуманитарной миссией, давая американским силам больше точной наводящей информации через систему navicert. Оно также уменьшит количество нарушителей блокады, а также политические последствия использования поражающей силы против тех, кто надеется проскочить.
В конце-концов, внешнее кольцо блокады позволит конфисковать большое количество китайских грузов на ранних этапах конфликта, тем самым принося пользу общему осуществлению блокады. Система navicert на внешнем кольце может также быть использована для регулирования потока торговли к нейтральным нациям вблизи Китая, чтобы воспрепятствовать контрабанде.(46) Это в итоге понизит цены на транспортировку до уровня довоенных, что будет на пользу и нейтралам и союзникам.(47)
Силовая составляющая блокады
Если говорить сугубо о военной составляющей блокады, то двухкольцевая блокада потребует не так уж много сил. США направят большую часть своего подводного флота во внутреннее кольцо, которое будет прикрываться воздушным флотом для обеспечения дополнительной огневой мощи и сбора разведданных. Также понадобится потратиться на надводный флот, средства борьбы с подлодками противника, средства ПВО для внешнего кольца, хотя точная структура театра военных действий будет в значительной мере зависеть от обстоятельств блокады, включая размер американской коалиции, количество и расположение чекпойнтов на внешнем кольце, и степени влияния блокады на региональное мореплавание.(48) Со временем США смогут уменьшить количество вовлечённых сил, по мере нормализации работы системы navicert. В целом, эти нужды не выставят каких-либо особенных требований к уже имеющимся ресурсам военно-морского флота США.
Готовясь в блокаде, США могут не беспокоиться, что траты на военные действия сильно ударят по их бюджету, так как конфигурация флота достаточно гибка. Последние приобретения флота очень здорово пригодятся при блокаде.(49) Речь идёт о Littoral Combat Ship (LCS) – «прибрежном боевом корабле» — как об основе группировки внешнего кольца и недавнее решение о дислокации по меньшей мере двух LCS у Малаккского пролива в Сингапуре подтверждает эту возможность.
США должны волноваться не о том, есть ли у них силы для блокады – они есть – а об альтернативных издержках неиспользования занятых в блокаде военно-морских сил в других военных операциях. Как часть более широкой военной кампании, США должны будут распределить свои ограниченные ресурсы между блокадой и другими текущими операциями. В решении этой дилеммы, США воспользуются тем фактом, что многие активы, являющиеся слишком уязвимыми при военной кампании иного рода, идеально подойдут для выполнения задач блокады.(50) Самым востребованным ресурсом США будут подводные лодки, но потребуются начальные вложения в наращивание огневой мощи блокадных сил, что даст толчок развитию эффективной системы сдерживания в закрытой зоне и в будущем сократит потребность в субмаринах.
Есть только один вызов готовности США к блокаде – недостаточная оснащённость морскими минами для осуществления широкомасштабной операции по минированию.(51) С конца Холодной Войны США позволили своим способностям работы с минами атрофироваться. Арсенал мин у Америки мизерный и устаревший. К началу 2013-го финансового года США испытывают недостачу размещаемых подлодками мин.(52) Средства доставки тоже в дефиците. Концептуально, лучшим решением этой проблемы будет сбрасывание мин с воздуха, но не хватает бомбардировщиков-невидимок с высокой дальностью полёта и необходимой выучкой(53).
Вашингтону необходимо «разработать и разместить значительное количество умных мобильных мин, способных на автономное передвижение к запрограммированным локациям на продолжительные дистанции», как недавное призвали некоторые коментаторы(54).
Китайские противомеры
Вместо открытого уничтожения блокадных сил, Китай может бросить им вызов чередой противомер. Две из наиболее вероятных – это стратегия нападения в экономической войне и система оборонительных конвоев. Однако ни один из вариантов не даст Китаю возможности решительно расстроить планы американской блокады.
Экономическая война
Китай хвалится своей системой A2/AD, которая заточена на нападение на региональную торговлю: её подводный флот может угрожать всем кораблям в ближних к Китаю морях, её воздушный флот наземного базирования и вооруженные ракетами надводные корабли могут навредить морскому трафику близ побережья, она также обладает возможностями к минированию ключевых навигационных проходов и гаваней(55). Относительно короткая дальность действия системы ограничивает зону её действия коммерческими объектами в ближних морях. Однако если КНР решит заняться пиратством, она столкнётся с большими политическими последствиями. Безусловно, если Народно-Освободительная армия сможет различить цели между американской и нейтральной торговлей, то она сможет подорвать американские военные усилия без раздражения третьих лиц. Но этот вариант маловероятен: если НОА попытается включиться в экономическую войну, китайский флот будет перед лицом той же проблемы, которая терзает американскую стратегию блокады – Китай не сможет селективно наносить удары только по американским и судам союзных Америке стран из-за международного и неразличимого характера морской торговли. Чтобы преодолеть эту трудность, американская стратегия блокады полагается на два кольца, которые географически разделяют функции распределения и нейтрализации. У Китая, в свою очередь, не будет возможности создать «внешнее кольцо». В результате, стратегия экономической войны КНР, скорее всего, превратится в банальное уничтожение всей региональной коммерции, попадающейся под руку, что неизбежно вызовет такие же проблемы, которые были у Германии при использовании метода «увидел-потопил» в Первую МВ.
Таким образом, даже если Китай сможет одержать какое-то количество ограниченных побед, его стратегия guerre de course сплотит весь регион против него. В любом случае, коммерческое рейдерство китайцев будет США только на руку, так как позволит решить одну из главных задач американской блокады – заручиться региональной политической поддержкой.
Система конвоев
Китай также может принять на вооружение более оборонно-ориентированную стратегию – стратегию оборонительных конвоев. Исторически системы конвоев были эффективным средством сглаживания вреда от вражеского пиратства, и потому что они минимизируют доступность для врага, и потому что они экономят затраты на оборону.
Однако, хотя конвои и сократят потери торгового флота Китая, они не смогут стать щитом от блокады по трём причинам.
Во-первых, у НОА ограниченные средства для реальной защиты торговли от нападений. У Китая нет ничего похожего на средства борьбы с подлодками (ASW) или минные тральщики. В лучшем случае, конвойная система сможет прикрыть лишь небольшую часть торгового флота. К тому же, хотя Китай может прогнать большинство американских кораблей из своих ближних морей системой A2/AD, он не может таким же образом защитить свои. Как заметил Корбетт, неверно думать, «что если одна сторона теряет контроль над морем, то он сразу же переходит к другой стороне…чаще всего ни одна из сторон его не имеет».(56) По этой логике система конвоев Китая столкнётся с постоянными потерями от американских средств, подобных A2/AD, не давая китайцам установить доминирование в водах региона.
Во-вторых, система конвоев станет логистически трудной для внедрения. Обычно она подразумевает группировку кораблей, которая создаётся для преодоления опасного участка. Но в этом случае, китайские торговые суда будут в опасности сразу же по приближении к внешнему кольцу блокады и китайский конвой сможет их прикрыть только на последнем отрезке их путешествия. После прохождения внешнего кольца, торговое судно на пути к Китаю должно будет тайно встретиться с конвоем перед тем, как их заметят американские блокадные силы. Но флот США будет специально выискивать большие кластеры военных и торговых кораблей, которые могут рассматриваться как просто-конвой, поэтому способность торгового судна присоединиться к конвою будет обратно пропорциональна размеру и обороноспособности этого конвоя.
Наконец, система конвоев в лучшем случае даст каждому торговому судну билет в один конец. Если судно проскочит блокаду, оно будет занесено в американский чёрный список и конфисковано при первом удобном случае. Поэтому передача грузов в Китай таким способом будет возможна только если КНР захочет платить непомерную цену за покупку нового судна за каждую отправку груза.
Ожидаемые последствия блокады
Хотя блокаду можно легко устроить, остаётся вопросом стóит ли она усилий США и их союзников. То, как блокада повлияет на вооружённые силы, экономику и общество КНР, будет определяющим для определения её ценности как военной стратегии. Хотя последствия от блокады будут чрезвычайно сложными, многоуровневыми и взаимозависимыми, блокада, вероятнее всего, будет убедительным средством истощения сил Китая как части более общей кампании США.
Даже самая эффективная блокада не выведет из строя армию Китая, как показывает исследование, пожалуй, самой большой зависимости НОА: её жажды нефти. В ответ на блокаду, Пекин установит жёсткие рационы нефтепродуктов и определит приоритетные потребности. В итоге, хотя гражданское экономическое производство будет свёрнуто, Китай сможет пользоваться собственной нефтедобычей, нетронутыми резервами и наземным импортом для заправки своей военной машины.(57) Самой насущной проблемой для НОА КНР станут ужасные пробки на транспортных маршрутах страны. Но если у центрального правительства будет достаточно времени, оно раскупорит эти пробки и построит развитую сеть дистрибуции нефти. Соответственно, блокады напрямую не лишит НОА доступа к нефти на время конфликта.
Блокада также не сможет полностью запретить торговлю Китая с миром, так как даже при идеальных условиях, Китай сможет закупать жизненно важные товары и ресурсы, плод незыблемых законов предложения и спроса. Чем эффективнее США установят региональное эмбарго, тем больше они станут заложником своего успеха: маржа прибыли от импорта в Китай возрастёт до небес. Если бы все страны, кроме одной, наложили бы на Китай эмбарго, то одна оставшаяся монополизировала бы торговлю с неэластичным и голодным китайским рынком. Возможные барыши заставили бы многих соседей Китая если не продолжать с ним торговлю, то, по крайне мере, закрывать глаза на подспудную, нелегальную коммерцию. Даже если таких соседей не найдётся, то контрабанда будет осуществляться на негосударственном уровне.
Следовательно, истинная ценность блокады будет в её способности причинить невероятно высокий финансовый ущерб Пекину. Для начала, подумайте только лишь о тяжком экономическом ударе из-за недостачи нефти. Грубый подсчёт показывает, что прерывание морской транспортировки нефти будет стоить ВВП Китая около 883 млрд дол (12,6% ВВП КНР в 2011). При условии, что блокада успешна, все соседи Китая присоединились к эмбарго, американский флот не допускает китайцев на морские нефтяные платформы (а внутренняя добыча продолжается в том же объёме)(58).
В действительности Китай, без сомнений, сможет возместить хотя бы некоторую часть потерянного нефтяного импорта, но только неслыханно высокой ценой. Если Китаю будет удаваться проводить корабли через блокаду, он должен будет страховать их по грабительским ставкам, возможно по 10 млн дол за корабль в день.(59) Если Китай вместо морских перевозок обратится к своим соседям, он столкнется с на порядок бóльшей стоимостью наземных коммуникаций.(60) Так как Америка позаботится о том, чтобы повредить китайские трубопроводы, ему нужно будет создать огромный парк грузовиков для перевозки нефти наливом. Если Китай захочет импортировать 5 млн баррелей нефти каждый день, ему понадобится по меньшей мере 110 000-155 000 автоцистерн. Для поддержания автопарка на ходу нужно будет тратить огромные ресурсы – каждый грузовик будет потреблять минимум 8-16% нефти, которую он привезёт, то означает, что Китаю потребуется дополнительно импортировать 395 000 – 885 000 баррелей нефти в день сверх пяти млн баррелей, которые ему нужны(61). К тому же, Пекину выставят более высокую цену, так как блокада повлияет на рост цены из-за меньшего количества поставщиков, более высокого риска и более высокой стоимости транспортировки для поставщиков.
Если прибавить к последствиям разрыва нефтяного импорта ещё и эффекты от потери других сегментов внешней торговли, становится ясно, что блокада отправит экономику Китая в пике, ударив по трём отличительным точкам: двойной зависимости Китая от промежуточного и сырьевого импорта и его низкого уровня инноваций.
Пока китайская экономика ориентирована на экспорт, эта зависимость автоматически не означает особенной уязвимости. В конце концов, в случае эмбарго, типичная экспортно-ориентированная экономика могла бы просто перенаправить свой производственный процесс на производство товаров для внутреннего потребления (включая свои военные усилия). Тем не менее, у Китая нет такой возможности, потому что большая часть его производства на экспорт зависит от импорта. Исторически Китай экспортировал практически все свои товары после импорта разнообразных полуфабрикатов и комплектующих(62). Иными словами, китайская экономика «дорабатывает», ввозя почти готовые товары и добавляя маржинальную стоимость перед реэкспортом готовых изделий. В результате Китай структурировал большую часть своей экспортно-ориентированной экономики вокруг импорта промежуточных товаров, феномен, который особенно очевиден в высокотехнологических секторах, где почти 90% всего экспорта – дорабатывающий (63). Поэтому если блокада прервёт импорт, Китай не сможет переориентировать свои фабрики на удовлетворение внутреннего спроса.
Китайская слабость ещё больше отягчается громадной зависимостью от сырьевых материалов и иностранных инноваций как основы производственных процессов Китая. Сырьё составляет 27% китайского импорта и его потеря остановит экономику(64). У Китая нет сильной инновационной способности – особенно в хай-тек секторах – тем пагубнее для Китая будут последствия блокады(65).
Поэтому Китай не сможет просто оправиться от блокады путём переориентирования своей экономики на внутреннее производство – вся его экономика структурно зависит от торговли и блокада нанесёт непоправимый вред производственным мощностям Китая в области высоких технологий. Со временем Китай сможет вновь найти способ осуществлять торговлю и поднимет экономику, но продолжающийся конфликт истощит экономику Китая больше, чем она способна будет восстановиться.
Первоначально, конфликт с Соединёнными Штатами мобилизует население КНР для поддержки своих лидеров и укрепления режима. Но в длительной перспективе по мере усиления тягот войны, может наступить такой момент, когда расходы на преодоление блокады станут выше, чем китайское руководство сможет себе позволить понести и они будут иметь дело с «вилкой Мортона» — или продолжать заведомо проигрышную войну или окончить её и переключиться на внутренний кризис, угрожающий самому существованию китайского государства.
http://hvylya.org/analytics/geopolitics ... itaya.html