"Обыденный" крестный ход представляет из себя ничто иное как невооружённый Крестовый поход, тогда как Крестовый поход есть крестный ход с оружием.
До наших дней дошло наглядное свидетельство того, как свершается - анагогическое", "возводительное" претворение земной брани в "неземной путь" к вышнему Иерусалиму.
Мы имеем в виду многодивную икону "Церковь воинствующая", "внешним" поводом для написания которой как раз таки и послужило - казанское взятие" при Иоанне Грозном.
Но запечатленное на сей иконе ни в коей мере не должно считать лишь исторической иллюстрацией к эпизоду этого славного царствования; оно перерастает свой "исторический прототип" и может быть истолковано как представляющее вообще всё земное странствование Церкви Воинствующей, как Крестовый поход в Вечность, навстречу "новому небу и новой земле" (Апок. 21,1), навстречу снятому городу Иерусалиму "новому, сходящему от Бога с неба" (Апок. 21,2).
Достойно примечания, что во главе сего вселенского Крестового похода Церкви Воинствующей, как хорошо видно на оной святой иконе, поставлен "подобник Божий" Православный Царь ( Заметим кстати, что сие царственное служение Богопомазанника яко "плотоноснаго архистратига Небесных воинств на земли" (по досточудному выражению св. Филарета Московского) нашло своё отражение в том числе и в Основных Законах Российской Империи, в коих Царь поименован "главой Церкви".
Выше мы указывали, что едва ли не на все войны, которые вела Россия, падал некий отсвет Вечного Крестового похода. Но со времён первой мировой войны, победа России в которой была сорвана февральско-октябрьской революцией 1917 г., и которая так и не завершилась водружением уже подготовленного Креста на Св. Софии в освобождённом от неверных Константинополе - мы можем наблюдать в исполнении русских судеб некую "недосказанность".
Слишком явно ощущение, что Россия ещё не сказала Mipy своего "последнего слова". Всё слышнее в России голоса, пытающиеся проникнуть в "тайну России", расшифровать "Русскую эсхатологию"...
Надобно ещё при этом удерживать в памяти, что царственный град Москва есть не только "другой", Третий Рим, но и "другой Иерусалим"; это одновременно и имперская столица Mipa и святой теократический город, избранный и освящённый Богом взамен старого "ветхого" Иерусалима, осквернённого богоубийством, которому в силу сего безпримерного злодеяния предназначено во времена конечные стать столицей царства Антихриста ("И когда кончат они (Илия и Енох - Р.Б.) свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят" (Апок. 11,7-8)).
Сей "новоиерусалимский" статус Москвы в прежние времена, в России Царей, хорошо понимали. Так, например, благоверный Царь Пётр Алексеевич, по одержании им Полтавской победы, 21 декабря 1709 г. въезжал в Москву следующим образом. По пути Царского следования были расставлены дети, облачённые в белые стихари, с вербными ветвями в руках, кои встречали Государя пением:
"Благословен грядый во имя Господне...". Сим единовременно знаменовалось как то, что Царь есть нарочитым образом "подобник Божий", так и то, что Москва есть "новый Иерусалим".
Памятуя всё сие, мы вправе ожидать, что чаемое конечное совпадение в конце времён "града земного' и "града небесного" произойдёт именно здесь. "И никто же речет, - говорит преп. Авель Тайновидец, - "Царь здесь или там", но все: "Это - он".
Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит своё призвание". Им же сказано пред тем: "Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце Русское. Облик его будет державен и светел...". "Это - Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестии их, Который обличит их и представит пред ними притеснения их. Он поставит их на суд живых и, обличив их, накажет их. Он по милосердию избавит остаток народа Моего, тех, которые сохранились в пределах Моих, и обрадует их, доколе не придет коней, день суда, о котором Я сказал тебе вначале" (ЗЕзд. 12,32-34).