Продолжение
Главные церкви их были в Солуне и Діоклете.
Первая, в Солуне, сооружена была во имя св. Домна, - родом из Антиохии,— апостола Далматов и преемника св. Тита; князь Милослав наделил ее доходами еще до 837 года: в том нас удостоверяет древний далматский летописец и одна грамота, которая принадлежит к древнейшим славянским памятникам в этом роде (51).
В Солуне и Діокле имели местопребывание архиепископ и епископы, прежде нежели Кирилл и Мефодій прибыли в княжество Святополка (52).
Церковными делами у Далматов управляли священнослужители, приходившие из Цареграда, так как далматские князья признавали над собою власть восточных императоров (53). Но это управление, как легко можно заключить, изменялось, смотря потому, чья сторона брала верх: восточная ли или западная; и оттого у Далматов определяли образ отправления богослужения то из Цареграда, то из Рима прибывающие епископы; что подробно описано в вышеприведенных далматских актах. Греческие императоры господствовали также над всею Истриею, где только простиралась власть аквилейского патриарха (54), то есть до самой Венеции. Древние летописи (55) повествуют, что даже вVII веке цареградские императоры имели в Истрии свои гарнизоны.
Возьмем еще в соображение: что во время Войцеха (как видно из его жизнеописания) были уже греческие монахи в монастыре Монте Кассино; то что сказано мною выше о аквилейском патриархе; и наконец то, что только со времени занятия Италии Лангобардами начало ослабевать, не прекращаясь совершенно, вліяніе Греков на эти страны, тем более, что даже в позднейшие времена цареградские императоры имели там множество приверженцев: и мы должны будем сознаться, что не прежде открытия неприязненных действий между Франками и Греками западная церковь возымела в этих странах особенную власть (56).
В первой половине VIII века, папа жаловался в письме к королю Франков Пепину, что Греки преследуют его за веру; а во второй половине того же столетия, он написал к Карлу великому, что Греки жестоко обходятся с епископами в Истрии, подозревая их в приверженности к Франкам (57). Вероятно из видов политики, некоторые аквилейскіе патриархи изменяли цареградским императорам, принимая сторону Франков или папы; так в 796 году Карл великий, уведомляя супругу свою Фастраду об одержанной в Паноніи победе, прибавляет, что ему много содействовали аквилейскій епископ и некоторые светские вельможи (58).
Как бы то ни было, но мы видим из истории, что, с тех пор, как власть Греков стала ослабевать в Италии, папы и Франки отличались особенною деятельностью в обращении жителей берегов Адриатического моря, Паноніи и Иллиріи, хотя они были, по сознанию самых пап, издавна христианами (59).
Господствовавшие здесь Римляне выстроили по Дунаю множество крепостей, городов и разного рода зданий, которых развалины видны были даже во второй половине IX века (60). Не подлежит никакому сомнению, что эти Римляне были Греки (так их в то время повсеместно называли) и что в городах, построенных по Дунаю, находились и христианские церкви, подведомственные цареградскому патриарху. Святые храмы были также в Каринтии и по берегам адріатическаго моря до Венеции; они входили в состав епархии аквилейскаго патриарха, как выше было сказано. Впрочем, поелику в сих местах, и в особенности близ города Аквилеи, было издавна поле битв и поелику время от времени более и более прибывало сюда разных народов; то здесь христианство было перемешано с язычеством, и местные пастыри нелегко могли искоренить сие последнее.
В этом отношении римско-католические священнослужители хотели взять все бремя на себя, и тем самым распространить в сих странах епархиальную власть Рима; но аквилейскій патриарх тому воспротивился. В начале VIII века Колумбин намеревался отправиться сюда для проповеданія слова божія; но он не привел в исполнение своего намерения, показывая вид, будто бы к тому не настало еще удобное время, а действительно, потому-что здешнее духовенство, уверенное в помощи греческих императоров, само могло еще противостать римско-католическим священникам, посягающим на его пра ( тут какой-то пропуск, думаю, потеряли просто конец строки «посягающим на его право»)
Но с тех пор, как Лангобарды, а потом Франки, появились в этих странах, и как
славянские князья признававшие власть их над собою, начали принимать св. крещение в Баварии, разумеется по обрядам римско-католической церкви,—миссионеры сей последней получили свободный вход в Каринтию и Панонію. Князь Карат, сын Боруты, и Хотимир, двоюродный брат его, крещены римско-католическими прелатами в первой половине III века. Во второй половине тогожъ столетия княживший в этих странах Владух был ревностным христианином.
Но и прежде Аманд, утрехтский епископ, а также Емерам, при содействии священника Виталиса, искусного в славянском языке, обращали здешних жителей в христианство по обрядам римско-католической церкви. Потом Рудберт, вормский епископ, между 684-718 г., основывал монастыри в Каринтіи, однако не без сопротивления туземных Славян, которые успели уже прозреть и почувствовать ненависть к римско-католическому вероисповеданию, по тем самым причинам, по каким позднее панонскіе князья и по-эльбские Славяне возстали против римской церкви.
С болыпим успехом распространял здесь христианство Виргилій, зальцбургскій епископ; но с преемником его Арноном, получившим от Карла-великого архіелископскій сан, осмелился начать спор о взаимных границах епархии аквилейскій патріарх, бывший вероятно в милости у западного императора, как выше сказано. Он представил Карлу-великому законные доказательства в подтверждение своих требований; но властитель Франков не вполне согласился на его просьбу. Спор их был разрешен тем, что Каринтія и Панонія вошли в состав зальцбургского архиепископства, а остальная часть этих земель подчинена аквилейскому патриарху (61)
Разсмотрев все описанные обстоятельства, мы должны сознаться, что римско-католическое духовенство употребило большие усилия к распространению владычества римской церкви в сих странах, в которых греческое духовенство издавна имело епархиальную власть (62); но мы не повторим слов г. Копитара, утверждающего, будто бы первый луч христианской веры зажгло в этих землях римско-католическое духовенство и что оно же изобрело глаголишскую азбуку (древнейшую нежели кирилловская), которая потом много содействовала к усовершенствованию славяно-церковной азбуки (63). Не спорю, что римско-католическое духовенство в аквилейском патриархате, во всей Иллиріи, в до-и за-дунайской Паноніи далеко распространило христианство римско-католического исповедания; но не могу согласиться с тем, будто бы оно прежде греческого обратило эти страны в христианскую веру, — и на это я представил выше доказательства, говоря о «границах восточной церкви, простиравшихся даже до Тріэста и Венеціи, и представлю еще другие в описаніи распространяющегося между Славянами христіанства во времена Кирилла и Мефодія.
Точное свидетельство исторіи, что церковная азбука изобретена Кириллом и Мефодіем (64) (прежде глаголитской , как то все утверждают) и что Славяне, которые издавна были подведомственны восточно-католической церкви, и те, которые перешли на оно ее из язычества, употребляли при божественной литургии книги, писанные одними только кирилловскими буквами, — низпровергает мнение г. Копитара. Славяне, обращенные в римско-католическую веру до Кирилла и Мефодія в Каринтіи и в некоторых других местах, могли употреблять при отправленіи богослуженія книги, написанныя другими какими-нибудь письменами (65); но чтобы эти письмена были глаголитскія, или чтобы кирилловскія от них произошли,—на это нет следа в исторіи, и нет никаких исторических свидетельств в подтвержденіе выше изложенных предположеній. Произхожденіе глаголитской азбуки, которая, по словам г. Копитара, изобретена прежде кирилловской, не возходит выше XI века, судя по наружному ея виду и начертанию букв, и следовательно относится, согласно с общим мненіем, к тому времени, когда, вместо кирилловской азбуки, составлена новая, названная глаголитскою. Ничего также не доказывают слова, которые, по замечанію г. Копитара, получив начала в западной Европе, перешли при, посредстве глаголитской письменности в кирилловскую и наконец удержались, в старо-церковном наречіи; потому что ясно уже доказано (66) что эти слова напротив имеют корень в греческом языке.
На этом часть первая раздела III под названием ....До Кирилла и Мефодия заканчивается.
Славяне были всегда.©