Наташик, у меня тоже для тебя что-то есть. И это - что-то!
"...Расколъ можетъ быть изучаемъ только
съ земской точки зренія, въ связи съ главными событіями народ-
ной исторіи.
Земское значені раскола попииалось давно, но въ виду тради-
ціонно-ложныхъ взглядовъ не высказывалось. Впервые оно было въ
общихъ чертахъ указано г. Щаповымъ..."
Автор пишет, что причина раскола - введение крепостного права.
Читается легко, но у меня нет времени выкладывать текст в нашей теме. За несколько рабочих дней я не прочитаю, а в понедельник улетаю и у меня не будет возможности присутствовать на форуме, возможно, целый месяц.
1) Расколъ ьъ своемъ происхождсніи является протестомъ земства
противъ поглощенія его правъ центральною властью. Расколъ въ своемъ
исторпческомъ развитіи борется не за cxapuuy, а противъ способа
введеиія новыхъ порядковъ безъ спроса земства. Старина для него лишь
нредлогъ.
2) Политико-религіозныя партіи въ Россіи появляются одновременно
съ отшЬною земскихъ народныхъ правъ, начавшеюся приДмитріп Дон-
скомъ.
3) Собгтвенио расколъ совпадаетъ по своому появленію съ полною
отм ною земскихъ правъ, 'завершенною окончательнымъ закр плеиіемъ
крестьянъ при Алекс Мпхайлович .
4-) Властолюбіо и р зкій нравъ Никопа только ускорили поянленіе
раскола, которое было неизб жно при господствовавпіпхъ государствен-
ныхъ порядкахъ того времени.
о)'гРасколъ явплся опозиціею не только земскихъ вообщо, но и
м стныхъ, областныхъ правъ п преданій объедшіявшпмъ п уравнпвав-
шимъ стремленіемъ цеитралыюіі властп. Отсюда болыіюс, чпсло согласій
и толновъ, иа которыхъ отразилась атпографпчсккая рознь русснаго на-
селеиія п невозыожность единства въ опозтщіи раскола.
6) Оиозиція старпинаго новгородскаго с вера отразнлась въ безпо-
повщіпі ; опозпція старнны московской—въ ііоповщин .
7) Расколъ какъ протестъ іірпиимаетъ препмущсствснно тотъ харак-
YI
теръ въ данную эпоху, какой обусловливается слабыип сторонами въ
іюрядк государственнаго управленія: въ эпоху релпгіозныхъ гоненій
онъ является съ церковнымъ отт нкомъ; при Петр I и политическихъ
гоненіяхъ—съ отт нкомъ политпческимъ; прп Екатерпн II, по пре-
кращеніп гоненій, no при иепориалыюмъ соціалыюмъ положеніи народа
пблагодаря остающемуся кр постному праву, расколъ принимаетъ отт -
нокъ соціальный, экономпческій. Такпмъ образомъ въ исторіп раскола
выдаются три періода: а) расколъ какъ релпгіозпая секта до Петра I;
б) какъ політнческая опозиція—до Екатсрины II; в) какъ промыпі-
ленная и торговая община съ Екатерпны II.
S) Оставаясь опозиціею правіітіиьству пг, вопросаиъ внутреннцй ію-
ЛІІТІІКП, расколъ никогда ие былъ полптическп опасенъ Россіи. Напро-
тпвъ, корснясь въ исконноиъ русско-славяпскоиъ населеніи, враждуя
сиачала въ своелъ зародыш съ татарскимъ элемеитомъ, потодіъ съ
западно-европейскпми нововведеиіямп, и вообще со вс пъ, что навпзы-
валось извн , расколъ, гонпмый изъ центра Россіи на русскія окрапны
и за русскіе пред лы, всюду прпвивалъ русскую вародность и сод й-
ствовалъ какъ обруе иію окраинъ государства, такъ и пріобр теяіш
Россіею новыхъ областей.
9) На отд льныхъ согласіяхъ п толкахъ раскпла отразплпсь особен-
ности разноплсисннаго русскаго насолеиія. Эти особенности можио про-
сл дпть въ учевіяхъ и правплахъ расколышчьихъ сектъ. Дрсвпе-сла-
вянская и финская старииа пм ла свою долю участія въ образовапіи
сектъ раскола.
10) Вліяиіе европейскаго запада отразплось у насъ на появленш сектъ
духоборцевъ и молоканъ. Еслп вообще расколъ стоялъ за сравпіптльно
больвіую свободу п права жпвщшіы—что ему прпдявало особеяную об-
ществеяную сплу п значоніе—^го всего больте стоитъ за это молокап-
ская секта, пріобр тшая, благодаря этому и другимъ своимъ правиламъ,
болыпое нравственное вліяніе.
) I) ІЗліяніе востока отразилось на религіозныхъ уб ждеиіяхъ русскаго
народа ііроисхождевіемъ сектъ: хлыстовской и скопческой. Востокъ ввелъ
VII
и въ другія секты и согласія эленентъ принятія возбуждающихъ средствъ
съ релнгіозиыми ц лями.
12) Единоп ріе явиюсь сл дствіемъ прпмирительнаго вліянія полп-
тпки Екатерины П въ отиошеніи къ расколу. Отм на кр постнаго права
и положеніе о земскихъ правахъ, дарованное въ ныя пшее царствованіе,
повели къ подрыву раскола какъ опозиціи п къ паденію авторитета
Б локриницкой іерархіи, явившейся всл дствіе предшествовавшаго пре-
сл дованія старообрядческаго священства при невозможности для москов-
скихъ поповцевъ, прп устройств ихъ гражданскаго быта, сд латься без-
поповцами и саиосправщикамц. Но окончательно расколъ можетъ утра-
тить нын шній релпгіозно-п соціально-оппозиціониый характеръ только
когда начатое земское д ло прпведено будетъ къ благополучному исходу.
13) Привелегпрованныя сословія принииали участіе въ народномъ ра-
скол только пока upnBtoerin пхъ былп н« полны. Впосл дствіи ыасонство
является отчастн въ роли раскола въ высшемъ обществ , какъ попытка
найтп умственную пищу. Но расколъ какъ протестъ остается исключп-
тельнымъ достояиіемъ закр пощеннаго народа.
14) Сліяніе Малоросеін съ остальною Россіею им ло вліяніе на ря-
сколъ: пресл дованіе раскола малороссійскими урожевцамп, стоявшими во
глав господствующей церкви, ирпдало расколу великорусскііі характеръ.
13) Кр постное право было главіюю причпною зарожденія раскола
какъ народнаго протеста. Бол зненное ожиданіе освобожденія родпло въ
закр пощенныхъ массахъ в ру въ пришедшаго искупптеля и прпвело
къ образованію хлыстовской секты.
16) Въ исторіи раскола прпм чаетея одно общее явлеш<;: ч мъ спль-
н е гоиеніе на него, т мъ, ожесточенн е его ОІІОЗПЦІОННЫЙ характеръ.
Какъ скоро прекращаются ст сненія —враждебный властямъ характеръ
раскола псчезаетъ.
17) Релпгіозное иастроеніе массъ, доходящее, благодаря неблагопріят-
нышъ ішшатическимъ, гіігіоішческішъ и соціальнымъ условіямъ до mania
religiosa (пом шательвтво на вопросахъ религіи), безспорио отра-
зилось на раскол и въ особенности на богословскихъ спорахъ посл -
Till
доватслей его; но вожакп раскола, набирая себ стороннпковъ между
т ми въ народной ыасс , въ комъ выкизывалась наклоиность къ мыш-
леиію и умственному развнтію, п зани ая ихъ религіозііымп вопросныи,
сани въ релпгіп вид лп только пііедлогъ, a пе сущность протесТіі,
олпцетноріишаго расколомъ. Релпгія явплась какъ средство занить т хъ,
чья паклопиость къ мышленію могла естоствсино остановнтся только на
реліігіозиой почв , такъ кикъ въ народией масс распростраиены были
только церковиыя кипги, а ыышленіе иародііыхъ ыассъ обыкновенпо
паправляется запасами св д ній, которыии он располагащтъ.
Видишь, как копипастится? Нужно время исправлять ошибки.
РАСКОЛЪ И ЕГО ЗНАЧЁНИЕ
В НАР0ДН0І РУССКОІ ІСТОРІИ
ИСТОРИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ
В. В. Андреева
1870
Пы.Сы. Очень долго загружается. Обещает загрузиться через 45 минут.