Занимательно:
как в Швеции и в скандинавии вообще, до сих пор величают брата славянского бога Коляды, Овсеня ( Авсеня)
У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» — это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. ...
Овсень — это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье — в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии — огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.
Известный исследователь русских верований Александр Афанасьев предполагал, что изначальное имя этого бога — Усень (поэтому так много вариантов названия — Авсень, Баусень, Таусень). Это русская форма имени бога утренней зари, которого латыши знают как Усиньша, а литовцы — как Аушру. Другие народы считали зарю богиней и называли: древние индусы — Ушас, греки — Эос, римляне — Авророй. Эту светозарную богиню знали и наши предки, почитали ее как Зарю-Заряницу. Овсень же начинал не день, а год, полный трудов и забот.
Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на земле 8,5 тысяч лет назад.
Это все у нас. Можно поболе почитать тут или тут
А вот в Швеции есть праздник "Люсии".
Празднуется он рано на заре 13 декабря.
Это сегодня представляется всем как один из официальных праздников в шведской церкви ( типа уникален только для Швеции и Италии)
Была даже притянута за уши целая история про какую то раннехристианскую Св. Лючию, хранительницу Сиракуз в Италии, умершую в 300 г. н.э
Но на практике ничего общего с этой святой у праздника нет.
Это на самом деле празднование Коляды ( 21, 22 декабря), ибо по Юлианскому календарю день зимнего солнцестояния приходился как раз на 13 декабря по Григорианскому стилю.
Праздник этот , это гимн всепобеждающему свету, или вернее первому лучу его, пронзающему тьму и помогающему людям сквозь долгую зиму, дающему надежду на обновление и возвращение жизни на круги своя.
Ночь перед утром "Люсии" считалась вообще опасной, наполненой злыми духами. Народ предпочитал не выходить на улицу, не открывать дверей и окон, и вообще , даже не спать до первых заутренников.
Церкви в этот день открываются в 5 утра, и затемно, в 6 утра начинается месса.
Обычно, около церкви еще до открытия собираются юноши и молодые ребята в ожидании шествия Люсии.
На роль "Люсии" выбирается ( желательно) самая красивая и добродетельная девушка деревни ( а теперь школы, квартала, улицы или даже Стокгольма , ибо это сегодня превратилось в местный конкурс на 'самую лучшую', но не обязательно красивую девушку, что то вроде социального поощрения, что ли)
Затем она, неся на голове обруч/подсвечник, распахивает двери в церковь , символизируя луч света .
Все следуют за процессией в церковь.
Начинается месса со множеством красивых песен, кое как подогнаных под христианские темы.
шевствует Люсия в сопровождении длинной процессии других девушек и детей , одетых все в белые рубахи , мальчики несут звезды на длинных палочках, девушки свечи и венки. Волосы у девушек должны быть обязательно распущены .
Родителей в школах обязывают шить белые костюмы к празднику своим детям. Возрождается "мода" на "лучший костюм Люсии", хоть он и жестко регламентирован. в основном это вышивки белым по белому.
Родителям же тех, кто избран быть в шествии Люсии, надо изготавливать звезды и пр.украшения для мессы в церкви или для школы а так же печь жаворонки на весь класс/школу/группу в садике (!!)
В этот день практически никто толком не работает и не учится. После церкви полагалось всем выпить, и ребята постарше, до сих пор не упускают случая "подналечь" на святые возлияния. взрослым все равно надо идти на работу. Но они культурно празднуют с коллегами ( символически) на работе.
Потом весь день парни группами шатаются по улицам и поют песни в ожидании праздника вечером ( с заходом солнца) и раздают младшим детям жаворонков. Иногда задирают прохожих, но в этот день им "можно".
Празднуют "Люсию" в компаниях по домам, в основном "славя" ожидаемую весну, хорошо пьют и хорошо закусывают.
Праздник частенько перерастает в попойку и шведская полиция обычно готовит заранее места в "медвытрезвителях".
Религиозностью там вообще и не пахнет, сколь церковь и не старалсь благообразить этот древнешую традицию колядок.
В этот день положено забивать "священную свинью", на которой древний бог Фрейр выезжал в ночь солнцеворота ( аналог с нашей свинкой "золотой щетинкой" из русских сказок) . Свинью клали в соленый раствор на 12 дней, и каждый день воду надо было менять.
Свинья готовилась к празднику современного христианского "рождества" , удобно приуроченного к древнейшему языческому празднику зимних жертвоприношений богам...подается она целой тушей ( хоть и разделанной, без копыт , хвоста и внутренностей) на стол, и до сих пор с яблоком в пасти.
Из ног свиньи варится холодец. внутренности не едят. раньше их приносили в жертву.
В этот день дают пива домашнему скоту и добавочную порцию овса.
Выставляют так же до сих пор жаворонков и на улицу , как сегодня теки говорят : "гномам" или "птицам".
Праздник наиболее популярен в городках и весях вокруг озера Вэнерн (Vänern), доисторических местах проживания вендов в Швеции. Но в последнее время кроме как возрождения в Швеции праздник начал распространятся и в другие скандинавские страны: Данию и Финляндию ( норвежцы обычно празднуют вместе с шведами "Люсию")
Тут написано наиболее полно , но жаль что по шведски.Можно перевести гуглом.
Русская жер статья в Википедии это перевод английской статьи и инфа там мало того что неполная, но и в корне неверная.Так что ссылки на русскую статью не даю.
как в Швеции и в скандинавии вообще, до сих пор величают брата славянского бога Коляды, Овсеня ( Авсеня)
У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» — это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. ...
Овсень — это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье — в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии — огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.
Известный исследователь русских верований Александр Афанасьев предполагал, что изначальное имя этого бога — Усень (поэтому так много вариантов названия — Авсень, Баусень, Таусень). Это русская форма имени бога утренней зари, которого латыши знают как Усиньша, а литовцы — как Аушру. Другие народы считали зарю богиней и называли: древние индусы — Ушас, греки — Эос, римляне — Авророй. Эту светозарную богиню знали и наши предки, почитали ее как Зарю-Заряницу. Овсень же начинал не день, а год, полный трудов и забот.
Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на земле 8,5 тысяч лет назад.
Это все у нас. Можно поболе почитать тут или тут
А вот в Швеции есть праздник "Люсии".
Празднуется он рано на заре 13 декабря.
Это сегодня представляется всем как один из официальных праздников в шведской церкви ( типа уникален только для Швеции и Италии)
Была даже притянута за уши целая история про какую то раннехристианскую Св. Лючию, хранительницу Сиракуз в Италии, умершую в 300 г. н.э
Но на практике ничего общего с этой святой у праздника нет.
Это на самом деле празднование Коляды ( 21, 22 декабря), ибо по Юлианскому календарю день зимнего солнцестояния приходился как раз на 13 декабря по Григорианскому стилю.
Праздник этот , это гимн всепобеждающему свету, или вернее первому лучу его, пронзающему тьму и помогающему людям сквозь долгую зиму, дающему надежду на обновление и возвращение жизни на круги своя.
Ночь перед утром "Люсии" считалась вообще опасной, наполненой злыми духами. Народ предпочитал не выходить на улицу, не открывать дверей и окон, и вообще , даже не спать до первых заутренников.
Церкви в этот день открываются в 5 утра, и затемно, в 6 утра начинается месса.
Обычно, около церкви еще до открытия собираются юноши и молодые ребята в ожидании шествия Люсии.
На роль "Люсии" выбирается ( желательно) самая красивая и добродетельная девушка деревни ( а теперь школы, квартала, улицы или даже Стокгольма , ибо это сегодня превратилось в местный конкурс на 'самую лучшую', но не обязательно красивую девушку, что то вроде социального поощрения, что ли)
Затем она, неся на голове обруч/подсвечник, распахивает двери в церковь , символизируя луч света .
Все следуют за процессией в церковь.
Начинается месса со множеством красивых песен, кое как подогнаных под христианские темы.
шевствует Люсия в сопровождении длинной процессии других девушек и детей , одетых все в белые рубахи , мальчики несут звезды на длинных палочках, девушки свечи и венки. Волосы у девушек должны быть обязательно распущены .
Родителей в школах обязывают шить белые костюмы к празднику своим детям. Возрождается "мода" на "лучший костюм Люсии", хоть он и жестко регламентирован. в основном это вышивки белым по белому.
Родителям же тех, кто избран быть в шествии Люсии, надо изготавливать звезды и пр.украшения для мессы в церкви или для школы а так же печь жаворонки на весь класс/школу/группу в садике (!!)
В этот день практически никто толком не работает и не учится. После церкви полагалось всем выпить, и ребята постарше, до сих пор не упускают случая "подналечь" на святые возлияния. взрослым все равно надо идти на работу. Но они культурно празднуют с коллегами ( символически) на работе.
Потом весь день парни группами шатаются по улицам и поют песни в ожидании праздника вечером ( с заходом солнца) и раздают младшим детям жаворонков. Иногда задирают прохожих, но в этот день им "можно".
Празднуют "Люсию" в компаниях по домам, в основном "славя" ожидаемую весну, хорошо пьют и хорошо закусывают.
Праздник частенько перерастает в попойку и шведская полиция обычно готовит заранее места в "медвытрезвителях".
Религиозностью там вообще и не пахнет, сколь церковь и не старалсь благообразить этот древнешую традицию колядок.
В этот день положено забивать "священную свинью", на которой древний бог Фрейр выезжал в ночь солнцеворота ( аналог с нашей свинкой "золотой щетинкой" из русских сказок) . Свинью клали в соленый раствор на 12 дней, и каждый день воду надо было менять.
Свинья готовилась к празднику современного христианского "рождества" , удобно приуроченного к древнейшему языческому празднику зимних жертвоприношений богам...подается она целой тушей ( хоть и разделанной, без копыт , хвоста и внутренностей) на стол, и до сих пор с яблоком в пасти.
Из ног свиньи варится холодец. внутренности не едят. раньше их приносили в жертву.
В этот день дают пива домашнему скоту и добавочную порцию овса.
Выставляют так же до сих пор жаворонков и на улицу , как сегодня теки говорят : "гномам" или "птицам".
Праздник наиболее популярен в городках и весях вокруг озера Вэнерн (Vänern), доисторических местах проживания вендов в Швеции. Но в последнее время кроме как возрождения в Швеции праздник начал распространятся и в другие скандинавские страны: Данию и Финляндию ( норвежцы обычно празднуют вместе с шведами "Люсию")
Тут написано наиболее полно , но жаль что по шведски.Можно перевести гуглом.
Русская жер статья в Википедии это перевод английской статьи и инфа там мало того что неполная, но и в корне неверная.Так что ссылки на русскую статью не даю.
Правду говорить легко и приятно!