http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=1805
Источником «достоверной») информации выбрано сообщение с другого форума)? Именно так сплетни/слухи и распространяются.
Раскольнические бунты XVII - XVIII веков … бесконечная череда бунтов, потрясавших Россию 100 лет (с 1668 по 1774 год).
Эти бунты красочно свидетельствуют, к чему привело нарушение церковной соборности при проведении реформы 17 века, нежелание считаться с мнением значительной части церковных чад, поспешные и неуклюжие действия реформаторов, изречение безрассудных клятв и жестокие меры по отношению к несогласным с реформой.
кто был их вдохновителем и какие цели они преследовали, то гораздо уместнее называть их раскольническими бунтами.
«Уместнее» лишь для тех, кто не желает утруждать себя поиском истинных причин тех бунтов в серьёзных исторических работах и лишь очень хотел бы увидеть старообрядцев вдохновителями бунтов.
Бунты под руководством раскольников поднимались…При всех конкретных отличиях одного бунта от другого для них характерны некоторые общие черты, указывающие на их связь с раскольническим учением и непосредственным участием "старообрядцев" во всех противоправительственных массовых движениях.
Не увидел доказательств руководства старообрядцев теми бунтами.
Разин говорил: "На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева да попляшите вокруг него -- вот и повенчались".
С. Разин, по-мему, не был ни старовером, ни нововером, а скорее невером. За такие слова настоящие старообрядцы, истинные ревнители ни за что не примкнули бы к С.Разину.
Грабили и разоряли храмы в станицах, где жило православное население, и булавинцы.
И что? В то время подавляющее большинство населения России было православным.
Сын московского купца-раскольника Сергей Юршев был одним из главных виновников убийства архиепископа Авмросия во время спровоцированного раскольниками "чумного бунта" в Москве в 1771 году (1, с. 135). Во время пугачевщины десятки православных храмов подверглись поруганию ("хранители благочестия" любили въезжать в алтарь на конях), иконы разбивались. Погибли около 100 священно- и церковнослужителей
Доказательств нет, голословно и неубедительно.
см.: А. С. Пушкин. История пугачевского бунта.
А, вот теперь понятно). То-то «великого» историка отыскали). А.С. Пушкин — великий русский поэт, и лично я предпочитаю читать его литературные произведения, а не его исторические «исследования».
Каждый из бунтов требует серьёзного, долгого изучения, а попытки быстренько «спихнуть» всю вину за них на старообрядцев видятся неубедительными.
1670 - 1671. Разинщина. Бунт казаков-"староверов" во главе со Степаном Разиным.
Усматриваю попытку оболгать старообрядцев.
http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/zenkovskij/29.htmСергей Александрович Зеньковский. Русское Старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века
«
Само разинское движение было религиозно нейтрально. Среди казачьих и крестьянских повстанческих отрядов были приверженцы и старого и нового обряда. Часть старообрядцев поддержала Разина, и к нему примкнуло немало священников, недовольных и обрядом, и властями, и епископатом. Так, например, склонный к старой вере поп Никифор Иванов все время сопутствовал самому Разину. Некий поп Савва оперировал во главе повстанческих отрядов[173]. Во многих селах и городах священники встречали повстанцев с иконами и колокольным звоном. Тем не менее
нет никаких оснований утверждать, что “бунт Разина был бунтом раскола... первым явным народным движением его”, как в 1870-х годах писал Щапов, а вслед за ним и народники[174]. В Астрахани разинцы убили митрополита Иоасафа, известного своей враждой к патриарху Никону[175]...По всей вероятности, вернее всего будет сказать, что, несмотря на свое паломничество в Соловецкий монастырь, сам
Степан Разин был довольно безразличен к церковным, да и вообще религиозным вопросам и был настроен скорее антиклерикально, почему его трудно подозревать в склонности к “старой” или “новой” вере [178]. Недаром, как после подавления восстания показывал атаман донских казаков Михаил Самаренин, Разин советовал своим казакам не строить церквей, не ходить на церковные богослужения и велел им вместо церковной свадьбы “венчатца около вербы”[179].
Но нельзя сомневаться, что и большое количество приверженцев “отеческого предания”, недовольных церковью и гражданскими властями, примкнуло к движению.».
1668 - 1676. Захват Соловецкого монастыря капитонами и разинцами.
Не увидел подробностей.
Соловецкие иноки отказались принять исправленные книги и обряды, соглашались подчиняться священноначалию и царю при условии сохранения у себя в монастыре прежних книг и обрядов, в чём им было отказано. После этого они и заперлись в монастыре, и попытка правительства силой стрельцов принудить их к принятию реформаторских нововведений вызвала ответное силовое сопротивление. После подавления восстания С. Разина бывшие его участники укрылись в Соловецком монастыре, спасаясь от казни. Через какое-то время они и в самом деле захватили власть в монастыре и неким образом «подмяли» монастырское начальство. Среди бывших разинцев были и старообрядцы, и новообрядцы, и неверующие. Не увидел доказательств захвата власти в обители исключительно старообрядцами.
http://religion.ng.ru/history/2012-10-17/7_kromvel.htmlРусский Кромвель
Дмитрий Александрович Урушев - историк, член Союза журналистов Росси
«…соловецкое сидение» 1668–1676 годов. Восемь лет выдерживал осаду царского войска неприступный Соловецкий монастырь, отказавшийся принять новые богослужебные книги. Восемь лет
иноки и миряне, засевшие в обители, отражали приступы стрельцов, но сами никогда не нападали.
Восемь лет они слали Алексею Михайловичу челобитные и слезно умоляли оставить их «в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались.».
1681. Мятеж стрельцов в Москве под руководством раскольников.
Ну здесь соглашусь отчасти, т.к. предводитель стрельцов кн. Хованский по свидетельству С. Зеньковского был старообрядцем. И только. Главным смыслом того бунта была борьба за престолонаследие. Старообрядцы же решили использовать то обстоятельство, что среди стрельцов было немало сторонников возврата к дораскольному устройству Церкви. Итак, суть бунта состояла в борьбе за власть между царскими родственниками при использовании ими недовольства стрельцов своим положением.
http://religion.ng.ru/history/2012-10-17/7_kromvel.htmlРусский КромвельДмитрий Александрович Урушев - историк, член Союза журналистов Росси
«…Феодор Алексеевич. Он процарствовал шесть лет и умер 27 апреля 1682 года, не оставив наследника.
В Кремле началась борьба за власть…
…
Милославские хотели, чтобы царем стал Иоанн Алексеевич. Нарышкины желали видеть на престоле малолетнего Петра Алексеевича. А царевна Софья, умная, властная и честолюбивая женщина, сама хотела править страной. Царевич Иоанн был болезненным и безвольным юношей, совершенно неспособным управлять государством. И бояре объявили новым правителем царевича Петра – крепкого, развитого мальчика.
Софья поняла, что теперь ей уготована обычная безрадостная судьба царских дочерей – насильственный постриг и тоскливая жизнь в монастыре. Но она не хотела смиряться с этим, она
мечтала о власти. Царевна решила захватить престол, призвав к восстанию царское войско.
Стрельцы давно роптали, недовольные службой. Они уже не раз заявляли протесты по поводу своего непрерывно ухудшавшегося положения, имущественного и правового. При Алексее Михайловиче стрельцы потеряли ряд весьма существенных привилегий. Их обязали платить пошлины, оброки и налоги. Столь же сильное недовольство вызывали непорядки в выплате жалованья…
…
Такое положение было во всех полках. Пользуясь этим,
верные слуги Софьи стали разжигать недовольство воинства, распространяя слухи, что под властью Нарышкиных стрельцов ждут новые притеснения и лишения. Также поговаривали, что братья царицы Натальи Кирилловны – Иван и Афанасий – хотят извести царевича Иоанна и захватить власть.
…
И вот 15 мая 1682 года по Москве разнесся слух, что Нарышкины убили царевича Иоанна. Под звон колоколов и бой барабанов стрелецкие полки со знаменами и оружием вступили в Кремль. С криками, что они идут выводить изменников и губителей царского рода, воины ворвались во дворец.
Хотя царевич Иоанн был жив и невредим, стрельцы начали убивать родственников Натальи Кирилловны и сочувствовавших им бояр. В этот день был убит Афанасий Нарышкин. Его нашли в дворцовой церкви, под престолом. Воины вытащили его на паперть, рассекли и выбросили на площадь.
На следующий день стрельцы опять пришли в Кремль, требуя выдать им Ивана Нарышкина, грозясь в противном случае перебить всех бояр. Не добившись своего, 17 мая воины снова явились ко дворцу с криками, чтобы им выдали брата царицы. Стало ясно: не убив Ивана, стрельцы не уйдут из Кремля.
Тогда царевна Софья сказала Наталье Кирилловне: «Брату твоему не отбыть от стрельцов! Не погибать же нам всем за него!» Перепуганные бояре со слезами умоляли царицу выдать брата и тем избавить их от неминуемой гибели.
Делать было нечего. Нарышкина отвели во дворцовую церковь, исповедали, причастили и вывели к войску. Стрельцы поволокли его в застенок на пытки, потом вытащили на Красную площадь и рассекли на части.
…
Закончилась расправа над «изменниками» тем, что 18 мая воины без оружия явились во дворец и просили царскую семью, чтобы Кирилла Нарышкина – отца Натальи Кирилловны – постригли в иночество. Эта просьба была тотчас исполнена: старика постригли, нарекли Киприаном и незамедлительно отослали в далекий монастырь.
После казней 15–17 мая Москва оказалась во власти восставших стрельцов. К ним примкнули солдаты так называемых выборных полков, пушкари и часть горожан – посадские люди и холопы.
Правительству пришлось выслушать требования бунтовщиков: пусть на Руси будут два царя – «первый царь» Иоанн и «второй царь» Петр, а царевна Софья Алексеевна пусть будет их соправительницей. Власти уступили этим требованиям и назначили на 25 июня венчание на царство Иоанна и Петра.
…
Довольная Софья спешила удовлетворить все требования стрельцов: раздавала им деньги, посулила вперед по 10 руб. на человека, пожаловала почетное звание надворной пехоты. Начальником надворной пехоты был назначен известный воевода князь Иван Андреевич Хованский. Он был ревностным старовером и не скрывал своих убеждений.
История предоставила Хованскому уникальный шанс возглавить вооруженную старообрядческую оппозицию, стать славянским Кромвелем и новым правителем России. Но князь не воспользовался этим шансом, предпочтя решительным действиям многословные разговоры. Не зря современники прозвали его Тараруем – болтуном, пустомелей, вралем.
Среди стрельцов было много староверов, поэтому в 1682 году Россия как никогда была близка к «старообрядческой контрреволюции»...Но замыслам этим не суждено было осуществиться.
В те беспокойные дни многие
старообрядцы думали, что, пользуясь слабостью властей и влиянием Хованского, можно
уговорить Иоанна и Петра вернуться к старой вере, попранной при Алексее Михайловиче. Стрельцы и москвичи составили челобитную царям, прося восстановить по всей Руси «древлее благочестие» и устроить открытый спор о вере. Князь вызвался быть посредником между народом и царским двором.
…
…собеседование было назначено на 5 июля. В этот день с раннего утра в Кремле стали собираться толпы москвичей. В Грановитую палату пришли царица Наталья Кирилловна, царевна Софья, Патриарх Иоаким, духовенство и бояре. С крестом, Евангелием, образами Богородицы и Страшного суда, с древними книгами и зажженными свечами пришли в палату староверы. Их возглавлял священник Никита Добрынин из Суздаля, прозванный врагами Пустосвятом. Так началась знаменитая «пря о вере».
Никита зачитал вопросы к никонианам. Иоаким сразу же заявил пришедшим:
– Не вам подобает исправлять церковные дела. Вы должны повиноваться матери святой Церкви и всем архиереям. Новые книги исправлены по грамматике, а вы грамматического разума не коснулись и не знаете, какую содержит в себе силу!
Но Никита ответил Патриарху:
– Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах!
Началось бурное обсуждение. Иоаким держался неуверенно, Софья подбадривала его и пылко вмешивалась в спор. Стали читать челобитную с обличениями нововведений Патриарха Никона. Никониане молчали, им нечего было возразить. Тогда царевна воскликнула:
– Если Патриарх Никон – еретик, то и отец наш, и брат такие же еретики стали? Выходит, что и нынешние цари – не цари, Патриархи – не Патриархи, архиереи – не архиереи. Мы такой хулы не хотим слышать, что отец наш и брат – еретики, мы пойдем все из царства вон!
Тотчас бояре и князь Хованский запричитали:
– Зачем царям-государям из царства вон идти? Мы рады за них головы свои положить!
А
среди староверов послышались насмешки:
– Давно пора, государыня, вам в монастырь, полно царством-то мутить. Нам бы здоровы были цари-государи, а без вас пусто не будет!
Софья обозлилась и велела прекратить спор. Было решено продолжить его 7 июля. Но старообрядцы чувствовали себя победителями и оставляли палату с радостным кличем: «Победили! Победили! Веруйте, люди, по-нашему!»
Но продолжение спора не состоялось. Софья подкупила воинство: командиры получили по 50–100 руб. (годовое жалованье), некоторые были повышены в чинах, а рядовые получили вино и водку из царских погребов. Войско не устояло перед такими соблазнами и заявило о безразличии к вопросам веры: «Нам до старой веры дела нет, это дело Патриарха и церковного Собора».
Стрельцы схватили главного идеолога старообрядчества – Никиту Добрынина, которому еще вчера готовы были безоговорочно верить, и выдали властям. После пыток 11 июля священник был обезглавлен на Красной площади.
Недолго прослужил при дворе Хованский. Царевна Софья считала его слишком опасным. В начале сентября 1682 года возле царского дворца в селе Коломенском было найдено подметное письмо. В нем говорилось: Иван Андреевич Хованский с сыном Андреем хотят убить царей Иоанна и Петра, «царский корень известь», поднять на Руси старообрядческий бунт, выбрать новым царем Ивана Хованского, а новым Патриархом такого, «который бы старые книги любил».
Обвиненный в измене, князь был казнен вместе с сыном 17 сентября в подмосковном селе Пушкине. По его имени стрелецкое восстание 1682 года принято называть хованщиной.
Это восстание было одним из сильнейших народных движений XVII века. Но оно окончилось неудачей. Самых решительных стрельцов разослали из столицы по окраинным городам, некоторых казнили. Многие стрельцы, спасаясь от расправы, бежали из Москвы в разные стороны, переодеваясь в крестьянское платье. Правительство рассылало по городам грамоты о поимке беглых участников восстания, требовало их выдачи.
Строгие меры были приняты против староверов. Согласно указу 1685 года, пресловутым «Двенадцати статьям», их предписывалось жечь в срубах за «хулу на Церковь» и распространение «мятежа». На Руси начались невиданные дотоле многовековые религиозные преследования.».
1708 - 1710. Булавинский бунт и уход казаков-"староверов" в Турцию.
Разве не следует перепроверить информацию, выкладываемую на форум? Почти все казаки придерживались древних обрядов, особенно двуперстия, и по этому поводу известны случаи их невооружённого сопротивления именно ЦЕРКОВНОЙ власти, а не царской. Булавинское же восстание произошло не из-за желания вернуть древние церковные обряды, а совсем по иным причинам.
http://www.hrono.ru/sobyt/1700sob/1707bulav.phpВосстание под руководством Булавина 1707-1709 гг .
Причинами выступления стали не только новые тяжелые налоги, но и покушение властей на свободы и привилегии казачества. Немалую роль сыграл и царский указ о запрете носить бороду и традиционную русскую одежду.
…
БУЛАВИНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1707—1709, антифеод, крестьянско-казацкое восстание в России, названное по имени его предводителя К. А. Булавина. Вызвано усилением феод, эксплуатации, непосильными налогами и разнообразными повинностями в период царствования Петра I. Проходило под лозунгом уничтожения тех, кто «неправду делает»: бояр, воевод, «начальных людей». Осн. движущей силой Б. в. были беглые крепостные крестьяне и рядовые казаки. Активное участие в нём принимали также мелкие посадские люди и угнетённые народности — татары, мордва и др. Непосредств. толчком к восстанию явились действия карательного отряда кн. Ю. В. Долгорукого, посланного Петром I на Дон для .сыска и возврата беглых крепостных крестьян.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1% ... 0%B8%D0%B5В ходе Северной войны повинности крестьян усилились, что вызвало бегство части из них на Дон в казачьи земли. 6 июля 1707 года Петр I издал
указ о сыске беглых в донских городках. Ответственным за исполнение указа был назначен Ю. В. Долгоруков. В сентябре Долгоруков во главе отряда прибыл в Черкасск и объявил царскую волю донскому атаману Лукьяну Максимову. Долгоруков начал рейд по казачьим поселениям Верхнего Дона (Бузулук, Медведица, Хопёр). 2000 крестьян удалось вернуть, другая не меньшая часть пряталась по степям и оврагам, а в конечном счете примкнула к отряду бахмутского атамана Булавина. О жестокости московских ратей сообщал в своих письмах Булавин: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».
http://olegusenko1965.narod.ru/publications/pub45/О. Г. Усенко. К уточнению биографии К. А. Булавина…
Поиски ответа на вопрос,
являлся ли Булавин…«старовером».
Часть историков одну из причин восстания 1707–1709 гг. видят в том, что
Булавин, будучи «раскольником», вместе со своими единомышленниками
стремился восстановить в государстве «старую веру»[19]. Насколько можно судить, к подобному заключению авторов приводят обличения в адрес «еллинской веры», которыми изобилуют повстанческие «прелестные письма». Но поскольку выражение «еллинская вера» можно трактовать по-разному[20], а его употребление не обязательно увязывать с принадлежностью данного лица к «расколу»[21], то
другие историки лишь предположительно говорят о «староверческом» вероисповедании К. Булавина[22].
…
«Старовером» он, по всей видимости, не был. Во-первых, открыто придерживаться «раскола» в это время на Дону было небезопасно. С 1688 г. «заводчики к расколу» преследовались и подлежали казни[62]. И хотя это не мешало многим казакам исповедовать «старую веру» тайно и укрывать её адептов из числа духовенства (так называемых «расколоучителей»)[63], К. Булавин в состав духовных оппозиционеров не входил.
…
http://olegusenko1965.narod.ru/publications/pub04/О. Г. Усенко. Бунтари и заговорщики…
Летом и осенью 1707 года на Дону и в соседних уездах начал распространяться слух, что Пётр I и его сын Алексей убиты заговорщиками, среди которых называ¬лись «бояре», «немцы» (иностранцы) и «прибыльщики» (изобретатели налогов и откупщики). В этих условиях появление на Дону сыскного отряда Ю. В. Долгорукого было воспринято как доказательство того, что царя нет в живых, что власть в государстве захватили ненави¬стные «бояре».
Давно копившееся недовольство прорвалось наконец наружу, получив «законный», с точки зрения казаков, выход.
Стоит подчеркнуть: восстание Булавина началось не потому, что на Дон приехали «сыщики» беглых (такое случалось и раньше, в 1703 и 1704 годах). Главным было то, что появление людей Долгорукого совпало с распространением слуха о гибели царя. Этой молве поверила и часть старшин во главе с бывшим войсковым атаманом Ильёй Зерщиковым. Он-то и убедил Булавина в том, что войсковая администрация поддерживает восставших в их стремлении расправиться с «сыщиками». Таким образом,
булавинцы считали, что выполняют волю казацкого руководства.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... n_2/17.phpСреди причин восстания, конечно же, было резкое ухудшение условий... Кроме того, немалую роль сыграло отчаяние тех, кто ушел на Дон в поисках воли.
…
…в начале XVIII в.…
народ был доведен до критического состояния бесконечными мобилизациями на строительство воронежского, а потом азовского флота, стремительно растущим числом налогов, изобретаемых петровскими «прибыльщиками», и, конечно, жестким гнетом помещиков. Жизнь казаков резко изменилась, а тут
еще угроза потери бород и старорусских кафтанов. Отсюда зрело острое желание вернуть старину, вернуть старое правило — «с Дона выдачи нет».
Когда с большой группой казаков в поисках беглых отряд гвардейского майора князя Ю.В. Долгорукого стал лагерем у Шульгина-городка, на него напал огнем и мечом прошедший по Дону бывший бахмутский «солеварный атаман» Кондратий Афанасьевич Булавин
http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/XVI-XI ... axmute.htmКазаки проявляли недовольство тем, что Дон по существу был поставлен под контроль азовского губернатора после завоевания Россией Азова в 1696 году.
Все сильнее раздражали их настойчивые требования правительства выдавать беглых. В условиях, когда государству люди необходимы как плательщики податей, рекруты и рабочая сила, оно не могло более терпеть отдушину на Дону, где народ избавлялся “от всяких бед”. В начале XVIII века
возник спор между войском и соседним украинским слободским Изюмским полком
за соляные промыслы, находившиеся у впадения в Северский Донец его правого притока – речки Бахмут. Правительство считало необходимым передать спорную землю изюмцам, полагая, что если эти промыслы будут принадлежать войску Донскому, там станет укрываться множество беглых людей из России.
…
Летом 1706 года на промыслы прибыл дьяк Адмиралтейского приказа А. Горчаков для осмотра соляных варниц и спорных земель по Бахмуту. К. Булавин арестовал его, а затем выслал в Воронеж. С этого началась борьба Булавина с царским правительством.
http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/XVI-XI ... ulav_vosstБулавинское восстание 1707-1709
…
Акция булавинцев представляла собой стихийный протест народного возмущения жестокостью карателей. Вместе с тем Ю. Долгорукий поплатился и за грубое нарушение традиций донской вольности. С К. Булавиным шли
люди, готовые остаивать свою свободу, которую они нашли на донской земле, и старые казачьи традиции, на которые покушались каратели из отряда Ю. Долгорукого.
1771. "Чумной бунт" в Москве. Убийство архиепископа Амвросия.
Ну неужели так трудно было перепроверить эту информацию? Просто набрать в поисковике 3 слова: «Чумной бунт старообрядцы»? Набрал и никакого подтверждения какой-то «особой» роли старообрядцев в том бунте не нашёл, они даже не упоминаются. Арх. Амвросий спрятал чудотворный образ Богоматери, от которого могло быть получено исцеление больными чумой, за что и был ими убит. При чём здесь старообрядцы? Без доказательств их вины попытку приписать им организацию того бунта буду считать наглой ложью.
1773 - 1774. Пугачевщина. Бунт яицких казаков-"староверов".
Не староверов, а инородцев, насильно обращённых в христианство. Очередная ложь на старообрядцев. Или где доказательства?
Е.Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России. Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964 г.
«
Татары, башкиры, чуваши и другие нерусские народы ненавидели православное духовенство за насильственную христианизацию, за поборы, за помощь, которую оно оказывало правительству в деле национального угнетения.
Эта ненависть с особой силой проявилась во время крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Крестьяне уничтожали церкви, убивали особо ненавистных им священников. Они оставляли навязанное им силой православие и возвращались к вере отцов. По официальным далеко не полным данным, во время восстания Пугачева было убито 237 церковников и членов их семей и сожжено свыше 60 церквей .
Удмурты, чуваши, башкиры, татары просили Пугачёва избавить их от гнёта священников. Пугачёвский атаман Герасим Иванов по просьбе крестьян сжёг дом сунгулеевского священника на Урале; в селе Нохмачи священника повесили, а его дом сожгли.
После взятия восставшими Ижевского завода в селе Сретенском удмурты повесили весь притч, а церковь разграбили. Мордовцы села Кангуш Краснослободского уезда Тамбовской губернии избили священника Алексея Васильева, говоря при этом: «Не мешай нам, поп, молиться по-нашему» .
Удмурты также отказывались выполнять церковные обряды, платить поборы за требы и расправлялись со священниками. В виде протеста против христианизации удмурты возвращались к прежней «идолопоклонной» вере.
В феврале 1774 г. новокрещённые удмурты, собравшись в селе Сретенском, решили послать к Пугачёву депутацию и просить его закрыть Ижевский завод, а им разрешить быть по-прежнему в идолопоклонной вере .
Гнев народных масс обращался также против монастырских властей и монастырей, основанных на территории Мордовии для закрепощения мордовского народа и усиления феодально-крепостнического гнёта.».
И ещё о причинах того восстания:
http://dictionnaire.sensagent.com/%D0%9 ... 775/ru-ru/Крестьянская война 1773—1775Основной движущей силой восстания выступили яицкие казаки. В течение всего XVIII века они теряли привилегии и вольности одну за одной, но в памяти ещё оставались времена полной независимости от Москвыи казачьей демократии…Ситуацию усугубила введённая царским указом 1754 годамонополия на соль. Экономика войска была целиком построена на продажах рыбы и икры, и
соль была стратегическим продуктом. Запрет на вольную добычу соли и появление откупщиков соляного налога среди верхушки войска
привели к резкому расслоению среди казаков.
И ещё отрывки из 2-х статей об участии старообрядцев в вооруженноё борьбе с правительством.
http://ruskline.ru/analitika/2012/07/31 ... mi_rossii/Тимур Давлетшин,
Были ли старообрядцы предателями России? Обвинения «старообрядцев в том, что они участвовали в
восстаниях Разина. Булавина. Пугачева… каждому ясно, что…участие старообрядцев в них вполне логично, учитывая их преследования. Кроме того, утверждение…что «это были классические религиозные войны, такие же, как в Западной Европе», на мой взгляд, является большим преувеличением.
Все эти восстания на самом деле имели главной причиной социальные проблемы. Все, например, знают, что во времена Екатерины Второй крепостное право окончательно приняло характер самого настоящего рабства. Крестьян тогда стали продавать порознь - родителей отдельно от детей и т.д. (Это безобразие прекратил Павел Первый). Тогда как дворяне, напротив, были освобождены от обязательной государственной службы.
Восстание Булавина одной из главных причин имело ту. Что правительство пыталось принудить казаков к тому, чтобы те выдавали беглых крепостных крестьян. Между тем, это совершенно противоречило казачьему укладу. ».
http://religion.ng.ru/history/2012-10-17/7_kromvel.htmlРусский КромвельДмитрий Александрович Урушев - историк, член Союза журналистов Росси
За века преследований старообрядцы ни разу не оказали сопротивления властям, ни разу не поднялись с оружием в руках на защиту веры. Их протест всегда был пассивным. Староверы снимались с насиженных мест, уходили из городов и деревень в леса и степи, бежали за пределы Руси, но никогда не бунтовали против своего царя, к которому всегда испытывали искренние верноподданнические чувства.
Если же старообрядцы и брались за оружие, как, например, во время восстания Пугачева, то не для защиты и утверждения старой веры, а для выражения недовольства деспотизмом власти, крепостным состоянием, областными управителями и чиновниками, стеснением свободы и тягостью податного состояния.
[quote="Юлия"]http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=1805[/quote]Источником «достоверной») информации выбрано сообщение с другого форума)? Именно так сплетни/слухи и распространяются.[quote="Юлия"]Раскольнические бунты XVII - XVIII веков … бесконечная череда бунтов, потрясавших Россию 100 лет (с 1668 по 1774 год). [/quote]Эти бунты красочно свидетельствуют, к чему привело нарушение церковной соборности при проведении реформы 17 века, нежелание считаться с мнением значительной части церковных чад, поспешные и неуклюжие действия реформаторов, изречение безрассудных клятв и жестокие меры по отношению к несогласным с реформой.[quote="Юлия"]кто был их вдохновителем и какие цели они преследовали, то гораздо уместнее называть их раскольническими бунтами. [/quote] «Уместнее» лишь для тех, кто не желает утруждать себя поиском истинных причин тех бунтов в серьёзных исторических работах и лишь очень хотел бы увидеть старообрядцев вдохновителями бунтов.[quote="Юлия"]Бунты под руководством раскольников поднимались…При всех конкретных отличиях одного бунта от другого для них характерны некоторые общие черты, указывающие на их связь с раскольническим учением и непосредственным участием "старообрядцев" во всех противоправительственных массовых движениях. [/quote]Не увидел доказательств руководства старообрядцев теми бунтами.[quote="Юлия"]Разин говорил: "На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева да попляшите вокруг него -- вот и повенчались".[/quote]С. Разин, по-мему, не был ни старовером, ни нововером, а скорее невером. За такие слова настоящие старообрядцы, истинные ревнители ни за что не примкнули бы к С.Разину.[quote="Юлия"]Грабили и разоряли храмы в станицах, где жило православное население, и булавинцы. [/quote]И что? В то время подавляющее большинство населения России было православным.
[quote="Юлия"]Сын московского купца-раскольника Сергей Юршев был одним из главных виновников убийства архиепископа Авмросия во время спровоцированного раскольниками "чумного бунта" в Москве в 1771 году (1, с. 135). Во время пугачевщины десятки православных храмов подверглись поруганию ("хранители благочестия" любили въезжать в алтарь на конях), иконы разбивались. Погибли около 100 священно- и церковнослужителей[/quote]Доказательств нет, голословно и неубедительно.
[quote="Юлия"]см.: А. С. Пушкин. История пугачевского бунта. [/quote]А, вот теперь понятно). То-то «великого» историка отыскали). А.С. Пушкин — великий русский поэт, и лично я предпочитаю читать его литературные произведения, а не его исторические «исследования».
Каждый из бунтов требует серьёзного, долгого изучения, а попытки быстренько «спихнуть» всю вину за них на старообрядцев видятся неубедительными.
[quote="Юлия"]1670 - 1671. Разинщина. Бунт казаков-"староверов" во главе со Степаном Разиным. [/quote]Усматриваю попытку оболгать старообрядцев.
http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/zenkovskij/29.htm
Сергей Александрович Зеньковский. Русское Старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века
«[b]Само разинское движение было религиозно нейтрально. Среди казачьих и крестьянских повстанческих отрядов были приверженцы и старого и нового обряда[/b]. Часть старообрядцев поддержала Разина, и к нему примкнуло немало священников, недовольных и обрядом, и властями, и епископатом. Так, например, склонный к старой вере поп Никифор Иванов все время сопутствовал самому Разину. Некий поп Савва оперировал во главе повстанческих отрядов[173]. Во многих селах и городах священники встречали повстанцев с иконами и колокольным звоном. Тем не менее [b]нет никаких оснований утверждать, что “бунт Разина был бунтом раскола[/b]... первым явным народным движением его”, как в 1870-х годах писал Щапов, а вслед за ним и народники[174]. В Астрахани разинцы убили митрополита Иоасафа, известного своей враждой к патриарху Никону[175]...По всей вероятности, вернее всего будет сказать, что, несмотря на свое паломничество в Соловецкий монастырь, сам [b]Степан Разин был довольно безразличен к церковным, да и вообще религиозным вопросам и был настроен скорее антиклерикально, почему его трудно подозревать в склонности к “старой” или “новой” вере[/b] [178]. Недаром, как после подавления восстания показывал атаман донских казаков Михаил Самаренин, Разин советовал своим казакам не строить церквей, не ходить на церковные богослужения и велел им вместо церковной свадьбы “венчатца около вербы”[179].
Но нельзя сомневаться, что и большое количество приверженцев “отеческого предания”, недовольных церковью и гражданскими властями, примкнуло к движению.».[quote="Юлия"]1668 - 1676. Захват Соловецкого монастыря капитонами и разинцами. [/quote]Не увидел подробностей.
Соловецкие иноки отказались принять исправленные книги и обряды, соглашались подчиняться священноначалию и царю при условии сохранения у себя в монастыре прежних книг и обрядов, в чём им было отказано. После этого они и заперлись в монастыре, и попытка правительства силой стрельцов принудить их к принятию реформаторских нововведений вызвала ответное силовое сопротивление. После подавления восстания С. Разина бывшие его участники укрылись в Соловецком монастыре, спасаясь от казни. Через какое-то время они и в самом деле захватили власть в монастыре и неким образом «подмяли» монастырское начальство. Среди бывших разинцев были и старообрядцы, и новообрядцы, и неверующие. Не увидел доказательств захвата власти в обители исключительно старообрядцами.
http://religion.ng.ru/history/2012-10-17/7_kromvel.html
Русский Кромвель
Дмитрий Александрович Урушев - историк, член Союза журналистов Росси
«…соловецкое сидение» 1668–1676 годов. Восемь лет выдерживал осаду царского войска неприступный Соловецкий монастырь, отказавшийся принять новые богослужебные книги. Восемь лет [b]иноки и миряне, засевшие в обители, отражали приступы стрельцов, но сами никогда не нападали[/b].
Восемь лет они слали Алексею Михайловичу челобитные и слезно умоляли оставить их «в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались.».
[quote="Юлия"]1681. Мятеж стрельцов в Москве под руководством раскольников. [/quote]
Ну здесь соглашусь отчасти, т.к. предводитель стрельцов кн. Хованский по свидетельству С. Зеньковского был старообрядцем. И только. Главным смыслом того бунта была борьба за престолонаследие. Старообрядцы же решили использовать то обстоятельство, что среди стрельцов было немало сторонников возврата к дораскольному устройству Церкви. Итак, суть бунта состояла в борьбе за власть между царскими родственниками при использовании ими недовольства стрельцов своим положением.
http://religion.ng.ru/history/2012-10-17/7_kromvel.html
[b]Русский Кромвель[/b]
Дмитрий Александрович Урушев - историк, член Союза журналистов Росси
«…Феодор Алексеевич. Он процарствовал шесть лет и умер 27 апреля 1682 года, не оставив наследника. [b] В Кремле началась борьба за власть…
…
Милославские хотели, чтобы царем стал Иоанн Алексеевич. Нарышкины желали видеть на престоле малолетнего Петра Алексеевича. А царевна Софья, умная, властная и честолюбивая женщина, сама хотела править страной[/b]. Царевич Иоанн был болезненным и безвольным юношей, совершенно неспособным управлять государством. И бояре объявили новым правителем царевича Петра – крепкого, развитого мальчика.
[b]Софья[/b] поняла, что теперь ей уготована обычная безрадостная судьба царских дочерей – насильственный постриг и тоскливая жизнь в монастыре. Но она не хотела смиряться с этим, она [b]мечтала о власти. Царевна решила захватить престол[/b], призвав к восстанию царское войско.
[b]Стрельцы давно роптали, недовольные службой. Они уже не раз заявляли протесты по поводу своего непрерывно ухудшавшегося положения, имущественного и правового. При Алексее Михайловиче стрельцы потеряли ряд весьма существенных привилегий. Их обязали платить пошлины, оброки и налоги. Столь же сильное недовольство вызывали непорядки в выплате жалованья[/b]…
…
Такое положение было во всех полках. Пользуясь этим, [b]верные слуги Софьи стали разжигать недовольство воинства[/b], распространяя слухи, что под властью Нарышкиных стрельцов ждут новые притеснения и лишения. Также поговаривали, что братья царицы Натальи Кирилловны – Иван и Афанасий – хотят извести царевича Иоанна и захватить власть.
…
И вот 15 мая 1682 года по Москве разнесся слух, что Нарышкины убили царевича Иоанна. Под звон колоколов и бой барабанов стрелецкие полки со знаменами и оружием вступили в Кремль. С криками, что они идут выводить изменников и губителей царского рода, воины ворвались во дворец.
Хотя царевич Иоанн был жив и невредим, стрельцы начали убивать родственников Натальи Кирилловны и сочувствовавших им бояр. В этот день был убит Афанасий Нарышкин. Его нашли в дворцовой церкви, под престолом. Воины вытащили его на паперть, рассекли и выбросили на площадь.
На следующий день стрельцы опять пришли в Кремль, требуя выдать им Ивана Нарышкина, грозясь в противном случае перебить всех бояр. Не добившись своего, 17 мая воины снова явились ко дворцу с криками, чтобы им выдали брата царицы. Стало ясно: не убив Ивана, стрельцы не уйдут из Кремля.
Тогда царевна Софья сказала Наталье Кирилловне: «Брату твоему не отбыть от стрельцов! Не погибать же нам всем за него!» Перепуганные бояре со слезами умоляли царицу выдать брата и тем избавить их от неминуемой гибели.
Делать было нечего. Нарышкина отвели во дворцовую церковь, исповедали, причастили и вывели к войску. Стрельцы поволокли его в застенок на пытки, потом вытащили на Красную площадь и рассекли на части.
…
Закончилась расправа над «изменниками» тем, что 18 мая воины без оружия явились во дворец и просили царскую семью, чтобы Кирилла Нарышкина – отца Натальи Кирилловны – постригли в иночество. Эта просьба была тотчас исполнена: старика постригли, нарекли Киприаном и незамедлительно отослали в далекий монастырь.
После казней 15–17 мая Москва оказалась во власти восставших стрельцов. К ним примкнули солдаты так называемых выборных полков, пушкари и часть горожан – посадские люди и холопы.
Правительству пришлось выслушать требования бунтовщиков: пусть на Руси будут два царя – «первый царь» Иоанн и «второй царь» Петр, а царевна Софья Алексеевна пусть будет их соправительницей. Власти уступили этим требованиям и назначили на 25 июня венчание на царство Иоанна и Петра.
…
Довольная Софья спешила удовлетворить все требования стрельцов: раздавала им деньги, посулила вперед по 10 руб. на человека, пожаловала почетное звание надворной пехоты. Начальником надворной пехоты был назначен известный воевода князь Иван Андреевич Хованский. Он был ревностным старовером и не скрывал своих убеждений.
История предоставила Хованскому уникальный шанс возглавить вооруженную старообрядческую оппозицию, стать славянским Кромвелем и новым правителем России. Но князь не воспользовался этим шансом, предпочтя решительным действиям многословные разговоры. Не зря современники прозвали его Тараруем – болтуном, пустомелей, вралем.
Среди стрельцов было много староверов, поэтому в 1682 году Россия как никогда была близка к «старообрядческой контрреволюции»...Но замыслам этим не суждено было осуществиться.
В те беспокойные дни многие [b]старообрядцы думали[/b], что, пользуясь слабостью властей и влиянием Хованского, можно [b]уговорить Иоанна и Петра вернуться к старой вере[/b], попранной при Алексее Михайловиче. Стрельцы и москвичи составили челобитную царям, прося восстановить по всей Руси «древлее благочестие» и устроить открытый спор о вере. Князь вызвался быть посредником между народом и царским двором.
…
…собеседование было назначено на 5 июля. В этот день с раннего утра в Кремле стали собираться толпы москвичей. В Грановитую палату пришли царица Наталья Кирилловна, царевна Софья, Патриарх Иоаким, духовенство и бояре. С крестом, Евангелием, образами Богородицы и Страшного суда, с древними книгами и зажженными свечами пришли в палату староверы. Их возглавлял священник Никита Добрынин из Суздаля, прозванный врагами Пустосвятом. Так началась знаменитая «пря о вере».
Никита зачитал вопросы к никонианам. Иоаким сразу же заявил пришедшим:
– Не вам подобает исправлять церковные дела. Вы должны повиноваться матери святой Церкви и всем архиереям. Новые книги исправлены по грамматике, а вы грамматического разума не коснулись и не знаете, какую содержит в себе силу!
Но Никита ответил Патриарху:
– Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах!
Началось бурное обсуждение. Иоаким держался неуверенно, Софья подбадривала его и пылко вмешивалась в спор. Стали читать челобитную с обличениями нововведений Патриарха Никона. Никониане молчали, им нечего было возразить. Тогда царевна воскликнула:
– Если Патриарх Никон – еретик, то и отец наш, и брат такие же еретики стали? Выходит, что и нынешние цари – не цари, Патриархи – не Патриархи, архиереи – не архиереи. Мы такой хулы не хотим слышать, что отец наш и брат – еретики, мы пойдем все из царства вон!
Тотчас бояре и князь Хованский запричитали:
– Зачем царям-государям из царства вон идти? Мы рады за них головы свои положить!
А [b]среди староверов послышались насмешки[/b]:
– Давно пора, государыня, вам в монастырь, полно царством-то мутить. Нам бы здоровы были цари-государи, а без вас пусто не будет!
[b]Софья обозлилась[/b] и велела прекратить спор. Было решено продолжить его 7 июля. Но старообрядцы чувствовали себя победителями и оставляли палату с радостным кличем: «Победили! Победили! Веруйте, люди, по-нашему!»
Но продолжение спора не состоялось. Софья подкупила воинство: командиры получили по 50–100 руб. (годовое жалованье), некоторые были повышены в чинах, а рядовые получили вино и водку из царских погребов. Войско не устояло перед такими соблазнами и заявило о безразличии к вопросам веры: «Нам до старой веры дела нет, это дело Патриарха и церковного Собора».
Стрельцы схватили главного идеолога старообрядчества – Никиту Добрынина, которому еще вчера готовы были безоговорочно верить, и выдали властям. После пыток 11 июля священник был обезглавлен на Красной площади.
Недолго прослужил при дворе Хованский. Царевна Софья считала его слишком опасным. В начале сентября 1682 года возле царского дворца в селе Коломенском было найдено подметное письмо. В нем говорилось: Иван Андреевич Хованский с сыном Андреем хотят убить царей Иоанна и Петра, «царский корень известь», поднять на Руси старообрядческий бунт, выбрать новым царем Ивана Хованского, а новым Патриархом такого, «который бы старые книги любил».
Обвиненный в измене, князь был казнен вместе с сыном 17 сентября в подмосковном селе Пушкине. По его имени стрелецкое восстание 1682 года принято называть хованщиной.
Это восстание было одним из сильнейших народных движений XVII века. Но оно окончилось неудачей. Самых решительных стрельцов разослали из столицы по окраинным городам, некоторых казнили. Многие стрельцы, спасаясь от расправы, бежали из Москвы в разные стороны, переодеваясь в крестьянское платье. Правительство рассылало по городам грамоты о поимке беглых участников восстания, требовало их выдачи.
Строгие меры были приняты против староверов. Согласно указу 1685 года, пресловутым «Двенадцати статьям», их предписывалось жечь в срубах за «хулу на Церковь» и распространение «мятежа». На Руси начались невиданные дотоле многовековые религиозные преследования.».
[quote="Юлия"]1708 - 1710. Булавинский бунт и уход казаков-"староверов" в Турцию. [/quote]Разве не следует перепроверить информацию, выкладываемую на форум? Почти все казаки придерживались древних обрядов, особенно двуперстия, и по этому поводу известны случаи их невооружённого сопротивления именно ЦЕРКОВНОЙ власти, а не царской. Булавинское же восстание произошло не из-за желания вернуть древние церковные обряды, а совсем по иным причинам.
http://www.hrono.ru/sobyt/1700sob/1707bulav.php
Восстание под руководством Булавина 1707-1709 гг .
[b]Причинами выступления стали не только новые тяжелые налоги, но и покушение властей на свободы и привилегии казачества. Немалую роль сыграл и царский указ о запрете носить бороду и традиционную русскую одежду[/b].
…
БУЛАВИНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1707—1709, антифеод, крестьянско-казацкое восстание в России, названное по имени его предводителя К. А. Булавина. Вызвано усилением феод, эксплуатации, непосильными налогами и разнообразными повинностями в период царствования Петра I. Проходило под лозунгом уничтожения тех, кто «неправду делает»: бояр, воевод, «начальных людей». Осн. движущей силой Б. в. были беглые крепостные крестьяне и рядовые казаки. Активное участие в нём принимали также мелкие посадские люди и угнетённые народности — татары, мордва и др. Непосредств. толчком к восстанию явились действия карательного отряда кн. Ю. В. Долгорукого, посланного Петром I на Дон для .сыска и возврата беглых крепостных крестьян.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
В ходе Северной войны повинности крестьян усилились, что вызвало бегство части из них на Дон в казачьи земли. 6 июля 1707 года Петр I издал [b]указ о сыске беглых в донских городках[/b]. Ответственным за исполнение указа был назначен Ю. В. Долгоруков. В сентябре Долгоруков во главе отряда прибыл в Черкасск и объявил царскую волю донскому атаману Лукьяну Максимову. Долгоруков начал рейд по казачьим поселениям Верхнего Дона (Бузулук, Медведица, Хопёр). 2000 крестьян удалось вернуть, другая не меньшая часть пряталась по степям и оврагам, а в конечном счете примкнула к отряду бахмутского атамана Булавина. О жестокости московских ратей сообщал в своих письмах Булавин: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».
http://olegusenko1965.narod.ru/publications/pub45/
[b]О. Г. Усенко. К уточнению биографии К. А. Булавина[/b]
…
Поиски ответа на вопрос, [b]являлся ли Булавин…«старовером».
Часть историков[/b] одну из причин восстания 1707–1709 гг. видят в том, что [b]Булавин[/b], будучи «раскольником», вместе со своими единомышленниками [b]стремился восстановить в государстве «старую веру[/b]»[19]. Насколько можно судить, к подобному заключению авторов приводят обличения в адрес «еллинской веры», которыми изобилуют повстанческие «прелестные письма». Но поскольку выражение «еллинская вера» можно трактовать по-разному[20], а его употребление не обязательно увязывать с принадлежностью данного лица к «расколу»[21], то [b]другие историки лишь предположительно говорят о «староверческом» вероисповедании К. Булавина[/b][22].
…
[b] «Старовером» он, по всей видимости, не был. Во-первых, открыто придерживаться «раскола» в это время на Дону было небезопасно. С 1688 г. «заводчики к расколу» преследовались и подлежали казни[/b][62]. И хотя это не мешало многим казакам исповедовать «старую веру» тайно и укрывать её адептов из числа духовенства (так называемых «расколоучителей»)[63], К. Булавин в состав духовных оппозиционеров не входил.
…
http://olegusenko1965.narod.ru/publications/pub04/
[b]О. Г. Усенко. Бунтари и заговорщики[/b]
…
Летом и осенью 1707 года на Дону и в соседних уездах начал распространяться слух, что Пётр I и его сын Алексей убиты заговорщиками, среди которых называ¬лись «бояре», «немцы» (иностранцы) и «прибыльщики» (изобретатели налогов и откупщики). В этих условиях появление на Дону сыскного отряда Ю. В. Долгорукого было воспринято как доказательство того, что царя нет в живых, что власть в государстве захватили ненави¬стные «бояре». [b]Давно копившееся недовольство прорвалось наконец наружу, получив «законный», с точки зрения казаков, выход[/b].
Стоит подчеркнуть: восстание Булавина началось не потому, что на Дон приехали «сыщики» беглых (такое случалось и раньше, в 1703 и 1704 годах). Главным было то, что появление людей Долгорукого совпало с распространением слуха о гибели царя. Этой молве поверила и часть старшин во главе с бывшим войсковым атаманом Ильёй Зерщиковым. Он-то и убедил Булавина в том, что войсковая администрация поддерживает восставших в их стремлении расправиться с «сыщиками». Таким образом, [b]булавинцы считали, что выполняют волю казацкого руководства[/b].
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan_2/17.php
[b]Среди причин восстания, конечно же, было резкое ухудшение условий[/b]... Кроме того, немалую роль сыграло отчаяние тех, кто ушел на Дон в поисках воли.
…
…в начале XVIII в.… [b]народ был доведен до критического состояния[/b] бесконечными мобилизациями на строительство воронежского, а потом азовского флота, стремительно растущим числом налогов, изобретаемых петровскими «прибыльщиками», и, конечно, жестким гнетом помещиков. Жизнь казаков резко изменилась, а тут [b]еще угроза потери бород и старорусских кафтанов. Отсюда зрело острое желание вернуть старину[/b], вернуть старое правило — «с Дона выдачи нет».
Когда с большой группой казаков в поисках беглых отряд гвардейского майора князя Ю.В. Долгорукого стал лагерем у Шульгина-городка, на него напал огнем и мечом прошедший по Дону бывший бахмутский «солеварный атаман» Кондратий Афанасьевич Булавин
http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/XVI-XIXbeg/Konflikt_na_Baxmute.htm
Казаки проявляли недовольство тем, что Дон по существу был поставлен под контроль азовского губернатора после завоевания Россией Азова в 1696 году. [b]Все сильнее раздражали их настойчивые требования правительства выдавать беглых[/b]. В условиях, когда государству люди необходимы как плательщики податей, рекруты и рабочая сила, оно не могло более терпеть отдушину на Дону, где народ избавлялся “от всяких бед”. В начале XVIII века [b]возник спор[/b] между войском и соседним украинским слободским Изюмским полком [b]за соляные промыслы[/b], находившиеся у впадения в Северский Донец его правого притока – речки Бахмут. Правительство считало необходимым передать спорную землю изюмцам, полагая, что если эти промыслы будут принадлежать войску Донскому, там станет укрываться множество беглых людей из России.
…
Летом 1706 года на промыслы прибыл дьяк Адмиралтейского приказа А. Горчаков для осмотра соляных варниц и спорных земель по Бахмуту. К. Булавин арестовал его, а затем выслал в Воронеж. С этого началась борьба Булавина с царским правительством.
http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/XVI-XIXbeg/Konflikt_na_Baxmute.htm#Bulav_vosst
Булавинское восстание 1707-1709
…
[b]Акция булавинцев представляла собой стихийный протест народного возмущения жестокостью карателей[/b]. Вместе с тем Ю. Долгорукий поплатился и за грубое нарушение традиций донской вольности. С К. Булавиным шли [b]люди, готовые остаивать свою свободу, которую они нашли на донской земле, и старые казачьи традиции, на которые покушались каратели[/b] из отряда Ю. Долгорукого.
[quote="Юлия"]1771. "Чумной бунт" в Москве. Убийство архиепископа Амвросия. [/quote]Ну неужели так трудно было перепроверить эту информацию? Просто набрать в поисковике 3 слова: «Чумной бунт старообрядцы»? Набрал и никакого подтверждения какой-то «особой» роли старообрядцев в том бунте не нашёл, они даже не упоминаются. Арх. Амвросий спрятал чудотворный образ Богоматери, от которого могло быть получено исцеление больными чумой, за что и был ими убит. При чём здесь старообрядцы? Без доказательств их вины попытку приписать им организацию того бунта буду считать наглой ложью.
[quote="Юлия"]1773 - 1774. Пугачевщина. Бунт яицких казаков-"староверов".[/quote]Не староверов, а инородцев, насильно обращённых в христианство. Очередная ложь на старообрядцев. Или где доказательства?
[b]Е.Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России. [/b]
Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964 г.
«[b]Татары, башкиры, чуваши и другие нерусские народы ненавидели православное духовенство за насильственную христианизацию, за поборы, за помощь, которую оно оказывало правительству в деле национального угнетения.
Эта ненависть с особой силой проявилась во время крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Крестьяне уничтожали церкви, убивали особо ненавистных им священников. Они оставляли навязанное им силой православие и возвращались к вере отцов. [/b]
По официальным далеко не полным данным, во время восстания Пугачева было убито 237 церковников и членов их семей и сожжено свыше 60 церквей .
[b]Удмурты, чуваши, башкиры, татары просили Пугачёва избавить их от гнёта священников[/b]. Пугачёвский атаман Герасим Иванов по просьбе крестьян сжёг дом сунгулеевского священника на Урале; в селе Нохмачи священника повесили, а его дом сожгли.
После взятия восставшими Ижевского завода в селе Сретенском удмурты повесили весь притч, а церковь разграбили. Мордовцы села Кангуш Краснослободского уезда Тамбовской губернии избили священника Алексея Васильева, говоря при этом: «Не мешай нам, поп, молиться по-нашему» .
Удмурты также отказывались выполнять церковные обряды, платить поборы за требы и расправлялись со священниками. В виде протеста против христианизации удмурты возвращались к прежней «идолопоклонной» вере.
В феврале 1774 г. новокрещённые удмурты, собравшись в селе Сретенском, решили послать к Пугачёву депутацию и просить его закрыть Ижевский завод, а им разрешить быть по-прежнему в идолопоклонной вере .
Гнев народных масс обращался также против монастырских властей и монастырей, основанных на территории Мордовии для закрепощения мордовского народа и усиления феодально-крепостнического гнёта.».
И ещё о причинах того восстания:
http://dictionnaire.sensagent.com/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_1773%E2%80%941775/ru-ru/
[b]Крестьянская война 1773—1775[/b]
[b]Основной движущей силой восстания выступили яицкие казаки. В течение всего XVIII века они теряли привилегии и вольности одну за одной[/b], но в памяти ещё оставались времена полной независимости от Москвыи казачьей демократии…Ситуацию усугубила введённая царским указом 1754 годамонополия на соль. Экономика войска была целиком построена на продажах рыбы и икры, и [b]соль была стратегическим продуктом. Запрет на вольную добычу соли[/b] и появление откупщиков соляного налога среди верхушки войска [b]привели к резкому расслоению среди казаков[/b].
И ещё отрывки из 2-х статей об участии старообрядцев в вооруженноё борьбе с правительством.
http://ruskline.ru/analitika/2012/07/31/byli_li_staroobryadcy_predatelyami_rossii/
Тимур Давлетшин,
[b]Были ли старообрядцы предателями России? [/b]
Обвинения «старообрядцев в том, что они участвовали в [b]восстаниях Разина. Булавина. Пугачева…[/b] каждому ясно, что…участие старообрядцев в них вполне логично, учитывая их преследования. Кроме того, утверждение…что «это были классические религиозные войны, такие же, как в Западной Европе», на мой взгляд, является большим преувеличением. [b]Все эти восстания на самом деле имели главной причиной социальные проблемы[/b]. Все, например, знают, что во времена Екатерины Второй крепостное право окончательно приняло характер самого настоящего рабства. Крестьян тогда стали продавать порознь - родителей отдельно от детей и т.д. (Это безобразие прекратил Павел Первый). Тогда как дворяне, напротив, были освобождены от обязательной государственной службы. [b]Восстание Булавина одной из главных причин имело ту. Что правительство пыталось принудить казаков к тому, чтобы те выдавали беглых крепостных крестьян. Между тем, это совершенно противоречило казачьему укладу. [/b]».
http://religion.ng.ru/history/2012-10-17/7_kromvel.html
[b]Русский Кромвель[/b]
Дмитрий Александрович Урушев - историк, член Союза журналистов Росси
[b]За века преследований старообрядцы ни разу не оказали сопротивления властям, ни разу не поднялись с оружием в руках на защиту веры. Их протест всегда был пассивным. Староверы снимались с насиженных мест, уходили из городов и деревень в леса и степи, бежали за пределы Руси, но никогда не бунтовали против своего царя, к которому всегда испытывали искренние верноподданнические чувства.
Если же старообрядцы и брались за оружие, как, например, во время восстания Пугачева, то не для защиты и утверждения старой веры, а для выражения недовольства деспотизмом власти, крепостным состоянием, областными управителями и чиновниками, стеснением свободы и тягостью податного состояния. [/b]