Речь Алексея II, "патриарха" Московского, и всея Руси, сказанная им
13 ноября 1991 г. в г. Нью-Йорке на встрече с раввинами.
ВАШИ ПРОРОКИ - НАШИ ПРОРОКИ
"Дорогие братья, 1) шолом вам во имя Бога любви в мира! Бога отцов
наших, которые явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в
пламени горящего тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих. Бог Ав-
раама, 2) Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий - Бог и Отец всех, а мы все
братья, 3) ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом
завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета явля-
ются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя мо-
ментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе
становления Завета Бога с человеком, Израиль стал избранным народом Бо-
жиим, 4) которому были вверены законы 5) и пророки 6). И через него
восприял Свое "человечество" от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын
Божий. "Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после
Рождества Христова... И потому мы, христиане, должны чувствовать и пере-
живать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Бо-
жия". Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх и богослов Русской пра-
вославной церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в
проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто лет назад.
Главная мысль этой проповеди - теснейшее родство между ветхозаветной
и новозаветной религиями. Единение иудейства и христианства 7) имеет ре-
альную почву духовного и естественного родства и положительных религиоз-
ных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не
вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с
нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы по-
тому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи пото-
му отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христи-
анства обнимает собой и иудейство,
а полнота иудейства есть христи-
анство. 9)
В основе выступления архиепископа Никанора лежала идея взаимопонима-
ния между Православной церковью и еврейством. Это стремление к сближению
не было одиноко в нашей Церкви. Еще в 1861 г. епископ Нижегородский Хри-
санф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать прекращению враждебности,
установить отношения диалога с евреями. 10) В таком же духе обращался к
евреям в начале нашего века и архиепископ Николай (Зиоров). "Еврейский
народ близок нам по вере. 11) Ваш закон - это наш закон, ваши пророки -
это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и ев-
реев. Мы желаем жить с вами всегда в мире и согласии, чтобы никаких не-
доразумений, вражды и ненависти не было между нами. 12)
Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи, ду-
ховенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие
проявления антисемитизма, 13) вражду и погромы 14) в отношении евреев.
Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, 15) архиепископ Волынский Ан-
тоний (Храповицкий) публично заявлял: "Жестокие кишиневские убийцы долж-
ны знать, что они посмели пойти против Божественного Промысла, что они
стали палачами народа, который возлюблен Богом". 16)
Во время печальнознаменитого суда над Бейлисом 17) эксперты нашей
Церкви - профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Гла-
голев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий 18) -
твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев
в ритуальных убийствах. 19) Очень много сделал для защиты евреев от ан-
тисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций
митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский). Мужественно защи-
щали евреев от вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кру-
гов многие другие наши иерархи и богословы: митрополит Макарий (Булга-
ков), епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ Виссарион (Нечаев),
архиепископ Серапион (Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов)...
Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма
многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей - например,
Владимира Соловьева, 20) Николая Бердяева, 21) о. Сергея Булгакова. 22)
Соловьев считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из
важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о
том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы,
христиане. Для налаживания христианского диалога много сделали наши зна-
менитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Се-
мен Франк и Лев Шестов.
Однако не только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом
благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали
евреев от погромов и преследований. Во время второй мировой войны и на-
цисткой оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей
жизнью, укрывали евреев. Классические примеры этого - мать Мария (Скоб-
цова), священники Дмитрий Клепинин и Алексей Глаголев, многие другие, о
подвигах которых, о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и
сестер следует всем вам знать. Армия нашей страны в борьбе с гитлеровс-
кой Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила
оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила "окончательное
решение еврейского вопроса", запланированное и жестоко проводимое нацис-
тами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления. 23)
После второй мировой войны наша Церковь начала налаживать свои отно-
шения, сотрудничество со всем христианским миром, со многими международ-
ными нехристианскими организациями и объединениями, в том числе и с ев-
рейскими. 24) Мы активно участвовали в деятельности Всемирного совета
церквей, 25) в частности, его комиссии "Церковь и еврейский народ", в
работе международных конференций - в Москве были проведены две крупные
международные конференции представителей христианских церквей и нехрис-
тианских мировых религий, где Русская православная церковь выступала с
решительным осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма.
К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисе-
митские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих
настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинис-
тических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального
обособления... 26) Задача Русской церкви помочь нашему народу победить
зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовиниз-
ма. 27) В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на пони-
мание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы
построим новое общество, 28) - демократическое, 29) свободное, 30) отк-
рытое, справедливое, такое общество, из которого, никто не желал бы
больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере
дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога - Отца
всех. Бога отцов ваших и наших 31).
С радостью я должен засвидетельствовать здесь, что желание вести
сближающей диалог с Русской православной церковью всегда находило поло-
жительный отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных руково-
дителей еврейских общин в нашей стране. Из наиболее известных можно упо-
мянуть Ицхака Бер Левинсона 32), который был отцом движения Гаскала
(первая половина XIX в.) - движение высокой духовности 33) среди евреев
России. С предложением вести диалог между евреями и Русской церковью он
обратился к архимандриту Христофору, ректору Кременецкой духовной семи-
нарии на Волыни, где они оба жили и работали. Книга Левинсона о диалоге
с православными "Довольно крови" 34) была переведена на русский язык в
1883 г. и получила широкое распространение. Ее популярность напугала на-
ших реакционеров, и они осудили ее в начале века как опасную для правос-
лавного духовенства.
В связи с еврейско-православным диалогом следует назвать еще нес-
колько имен: раввина Шмуила Александрова из Бобруйска (Беларусь) - зна-
менитого еврейского каббалиста, 35) находящегося под влиянием В. Со-
ловьева и убитого фашистами в 1941 году; раввина Лейб Иегуда Дон-Яхия из
Чернигова (Украина) - он испытал на себе влияние Толстого, 36) которого
часто цитировал в своих проповедях. Следует вспомнить нашего современни-
ка профессора Михаила Агурского из Иерусалима, знатока истории евреев в
России, много сделавшего для нашего сближения. Недавно он приехал из Из-
раиля в Москву на конгресс русской диаспоры и здесь неожиданно умер.
Вечная ему память...
Вообще, евреи в нашей стране с уважением относились к нашей Церкви и
ее духовенству. 37) Не случайно адвокатом митрополита Петербургского Ве-
ниамина в 1922 г. на суде по делу так называемых "церковных ценностей"
был еврей Гуревич, который самозабвенно защищал митрополита...
На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова
псалмопевца: "Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что нам всем нуж-
но - и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш
един и неделим для всех чад Его".